logo 9/2000

Школьный фольклор


"СЕЛ НА ЖВАЧКУ. ПОКА ЧИСТИЛ ДЖИНСЫ - ОПОЗДАЛ"

Необычную тему для исследования выбрала ученица 10 Б класса петрозаводской школы № 13 Арина ИСАЕВА: "Некоторые юмористические аспекты школьного фольклора". Ее доклад на городской научно-практической конференции школьников "Шаг в будущее" вызвал неподдельный интерес.

В нескольких номерах "Лицея" работа Арины Исаевой, ныне одиннадцатиклассницы, будет с небольшим сокращением опубликована. Если материал вызовет желание продолжить тему, а, может, и поспорить, мы будем только рады.

ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ

Я очень ценю в людях чувство юмора, и меня особо привлекли некоторые юмористические жанры школьного фольклора. Я выбрала для своего исследования так называемые "оправдалки" (оправдания ребят в случае опозданий или пропусков уроков), замечания и записи в дневниках (своеобразное творчество наших учителей) и отрывки из школьных сочинений, которые тоже вызывают улыбку. Поле для изучения здесь беспредельно, потому что практически каждый ученик или учитель вносит свою лепту в этот жанр.

ОПРАВДАЛКИ

Опоздания на уроки - проблема вечная. Прогулы, увы, тоже. И, как бы ни боролись с ними наши уважаемые учителя, эти явления были, есть и скорее всего будут иметь место в школьной жизни.

Естественно, каждый прогул или опоздание грозит неприятностью, и виновник старается так или иначе его оправдать и объяснить. Причины бывают реальные, близкие к реальным и полностью придуманные.

В ходе работы я провела небольшое исследование, опросив учеников с 6 по 10 класс: моих знакомых и друзей из нашей школы, других школ Петрозаводска и нескольких ребят из районов Карелии.

На вопрос "Называешь ли ты истинную причину опозданий или прогулов?" 13% опрошенных ответили "да", 18% - "нет" и "никогда" - 69%. Полностью придумывают то, что произошло с ними, 30% ребят, ничего не придумывают - 18%, частично - 52% опрошенных.

Собранные мною "оправдалки" я разделила на несколько видов.

К банальным "оправдалкам" можно отнести следующие: "Проспал", "Сломался будильник", "Не было света и телевизор (музцентр) с таймером не включился", "Ждал сантехника, электрика и т.п.", "Сидела с младшим братом"; "Ходила к зубному"; "Болела голова, живот, зуб и т.п."; "Сломался троллейбус, автобус..."; "Застрял в лифте"; "Потерял ключи"; "Бегал домой за тетрадкой".

Эти "оправдалки" наиболее похожи на правду, но учителя их слышат слишком часто для того, чтобы принимать на веру.

На порядок выше "Оправдалки с фантазией": "Должны были привезти сахарный песок. Мама дала деньги, я ждала, а они не приехали". "Сел на жвачку. Пока чистил джинсы - опоздал". "Протекла ручка в рюкзаке. Все перепачкалось, пришлось отмывать". "Звонок прозвенел. Боялась в класс зайти". "Еды в столовой понакупали много, не успели съесть". "В столовой компотом облили". "На физкультуре подвернула ногу". "Всю ночь не могла заснуть, думала: с кем останется Луиза? Ну и решила досмотреть".

Я делаю вывод из собственного опыта: чем неожиданнее, порой даже нелепее "оправдалка", тем больше она обезоруживает учителя, а, следовательно, у тебя появляется шанс быть прощенным. Но такого рода "оправдалки" не должны повторяться. Можно несколько раз сходить к зубному, но облиться в столовой компотом дозволяется лишь однажды. Далее следует придумать что-нибудь новенькое.

Следующая ступенька устного школьного творчества - "героические оправдалки". Ученик не просто называет причину своего оправдания или отсутствия на уроке, но и пытается выставить себя в выгодном свете, вызвать не просто порицание, а скорее, одобрение со стороны учителя. Как правило, такие оправдалки используют чаще всего ребята 5-7 классов. Видимо, это особо "героический" возраст.

Вот примеры "героических оправдалок": "Вел слепую бабушку в магазин". "Во дворе двое ребят обижали малышей. Я заступился". "Нашел кошелек возле универсама. Не знал, что с ним делать, вернулся домой, позвонил в газету "Все" и дал объявление". "У соседки ключ в замке застрял. Помог открыть дверь". "Снимал котенка с дерева"

Использующему "героические оправдалки" нужно чувствовать психологию учителя. Есть педагоги, с которыми эти шутки не проходят. Оправдываясь таким образом, хорошо иметь хоть какое-то физическое подтверждение своей "легенды". Защищал малыша - синяк под глазом и т.п.

И последний вид "оправдалок" - "оправдалки-рассказы" Это высший класс жанра и владеют таким искусством немногие. "Оправдалку-рассказ" способен воспринять, раскусить далеко не каждый учитель. Для этого и время нужно найти, ведь "оправдалки" выслушивают, как правило, на уроке или на перемене и слушатель, даже самый внимательный, ограничен во времени. Кроме того, учителя надо увлечь сюжетом рассказа, у него должно возникнуть чувство сопереживания. Достичь этого сложно, но мастера жанра способны творить чудеса.

Оправдалки требуют особой работы ума, неисчерпаемой фантазии, быстроты и четкости мысли, а также определенного актерского мастерства.

Продолжение следует



Редакция | Наш форум