logo 9/2000

80 лет Республике Карелия


ДЕБЮТ КОНЧАКОВА ОДОБРИЛ ПРОКОФЬЕВ

Творчество композитора В.А.Кончакова стало серьезной вехой в развитии музыкальной культуры Карелии, а сама его личность - светлым воспоминанием в сердцах тех, кто его знал. Давно уже композитора нет с нами, но его произведения живут, часто звучат в концертах.

После ухода из жизни Валентина Кончакова его биографом стала жена Татьяна Кончакова. По нашей просьбе она подготовила для "Лицея" эту публикацию.

Валентин Кончаков родился 26 июня 1933 года в городе Энгельс Саратовской области в семье военного летчика. Мать была медсестрой при госпитале авиаполка и занималась планеризмом. Первые музыкальные впечатления будущего композитора связаны с полковым духовым оркестром, звучание которого он слушал часами.

Война ворвалась в его жизнь трагически: отец и мать были откомандированы со своим авиаполк на фронт, вскоре он остался один. Пережив голод, холод, бомбежки, скитания по стране, поездки на крышах вагонов, Валентин попал, наконец, в школу военно-музыкантских воспитанников в Севастополе. Вскоре ее эвакуировали в Среднюю Азию - в Ташкент. Затем были Ереван, Ашхабад...

С одной стороны, в военной школе была муштра, долгие строевые занятия, с другой - сытная жизнь. Но главное, были настоящие школьные занятия и полный комплекс музыкального образования с приоритетом оркестрового класса. Запомнилось общее сострадание к чьему-то горю по погибшим или потерянным родителям, дружба и дух соревнования между мальчиками, который проявлялся везде: на спортплощадке, в учебе, в овладении каким-либо духовым инструментом. Особенно ценилось техническое мастерство в выступлениях - соло и в оркестре.

"Среди нас было много талантливых ребят, - вспоминал композитор, - многие потом стали профессиональными музыкантами...Чего у нас не было, так это зависти к успехам другого и подлости. Если заводился какой-нибудь вор или гад, то его тут же выбрасывали из коллектива".

Упорные занятия и воинская дисциплина сделали свое дело, и через несколько лет духовой оркестр выпускников школы военно-музыкантских воспитанников звучал отлично и славился виртуозностью, а его выступления пользовались огромным успехом у местных жителей.

В 1949 году В.Кончаков стал курсантом учебного военно-духового оркестра при московском Высшем училище военных дирижеров. Он познакомился с С.Прокофьевым, который приходил с ним в училище и консультировал курсантов, сочиняющих музыку. В.Кончаков показал ему одно из своих первых сочинений - военный марш для духового оркестра и заслужил похвалу мастера.

В 1953 году Валентин возвратился на родину и поступил в Саратовское музыкальное училище на отделение духовых инструментов. А в 1957 году он поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям - в класс флейты и на композиторский факультет. В дальнейшем от флейты отказался.

Учеба в Московской консерватории оставила неизгладимый след - прежде всего благодаря общению со многими выдающимися людьми нашего времени. С большим уважением и восхищением вспоминал Кончаков концерты и встречи со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и многими другими советскими и зарубежными музыкантами. С восторгом говорил об американском пианисте Вэне Клайберне, с которым познакомился за день до того, как тот получил мировую известность, став лауреатом первой премии Первого Международного конкурса имени Чайковского.

Несколько лет Кончаков учился рядом с будущими знаменитыми композиторами А.Шнитке, А.Эшпаем, Р.Щедриным, Б.Чайковским, К.Хачатуряном у таких серьезных московских профессоров как Е.К.Голубев, Н.И.Пейко, Н.П.Раков. Д.Д.Шостакович, будучи председателем Государственной комиссии на выпускных экзаменах в 1962 году, высоко оценил дипломную работу В.Кончакова - симфонию, с которой новоиспеченный композитор был принят в Союз композиторов СССР.

После появления таких ярких, талантливых сочинений как "Молодежная увертюра" для симфонического оркестра, "Строевой марш" для духового и "Смоленская увертюра" для оркестра русских народных инструментов его стали приглашать театры (в том числе МХАТ) для создания музыки к спектаклям. Московское радио заказывало ему легкую эстрадную музыку. Затем он попал на документальную студию "Мосфильма", где озвучивал многие сюжеты широко известного в 50-е - 60-е годы киножурнала "Новости дня", который демонстрировался по всей стране. Кстати, музыкальную заставку к нему тоже написал В.Кончаков - под нее выросло не одно поколение советских людей.

После окончания консерватории Кончаков уехал во Фрунзе (ныне - Бишкек), где интенсивно работал в кино, создал музыку к семи кинофильмам. Там познакомился и подружился с писателем Чингизом Айтматовым.

В 1965 году В.Кончаков переехал в Москву, работал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, сочинял музыку для оркестра русских народных инструментов. Год он работал в Монголии, в Улан-Баторе, но из-за ухудшения здоровья возвратился на родину и осенью 70-го переехал в Петрозаводск.

В Карелии начался наиболее плодотворный период его жизни. 23 года, до конца своих дней, он работал в Петрозаводской консерватории. Преподавал также в музучилище и на военно-духовом факультете школы-гимназии № 37. Большое место в его жизни занимали профессиональное и дружеское общение с коллегами в Союзе композиторов КАССР, а также деятельность в Хоровом обществе и Доме народного творчества. И, конечно, он постоянно сочинял.

Основное внимание он направил на постижение музыкального фольклора Карелии. В особенности его привлекала русская народная песня в его северном варианте. Появились первые хоровые обработки поморских песен, одна из которых под названием "Куда милый скрылся" завоевала широкую известность и признание слушателей. Она исполнялась на различных конкурсах и фестивалях хоровой музыки и исполняется до сих пор. Хор Петрозаводского музыкального училища под руководством В.Голынского в апреле 1999 стал лауреатом Всероссийского конкурса хоровых коллективов в Москве и в заключительном концерте исполнил именно это произведение.

Напевы русских народных песен легли в основу новых сочинений композитора. Высшим достижением композитора в этой области стало создание крупного произведения для симфонического оркестра эпической поэмы "Заонежье", где композитор, не привлекая цитат, творил в фольклорном ключе.

Наряду с русским фольклором, В.Кончакова привлекали карельские, вепсские и финские народные песни, которые впервые прозвучали в сюите для струнного оркестра "8 пьес на темы песен Карелии", затем - в "Детском альбоме" для фортепиано, сюите для духового оркестра "Карельские песни и танцы" и в обработках финских песен для детского хора.

Вершинным произведением, соединяющим принципы симфонического развития с фольклорным материалом, оказался "Вепсский концерт" для скрипки с оркестром.

Помимо произведений фольклорного направления композитор создал много сочинений на собственные темы - для симфонического, народного оркестров, для хора, ансамблей, солирующих инструментов и голоса.Особое место в наследии композитора занимают хоры без сопровождения - a kapella. Это как бы "душа" его творчества, в них преобладают лирические образы.

Как только позволяло здоровье, он садился за нотную бумагу, и чем старше становился, тем больше времени проводил за своим рабочим столом и фортепиано. Каждый день в его доме звучала хорошая музыка. С сыновьями Кириллом и Сергеем слушал "Реквием" Моцарта, симфонию Малера, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке и еще много другой замечательной музыки. Наверное, этим объясняется то, что старший сын Кирилл, сменив три профессии, пришел все-таки к музыке и сейчас учится в музучилище, а младший в четыре года сочинил музыкальную пьесу

Валентин Андреевич страстно любил природу, особенно водную стихию. Онежское озеро стало одной из причин, по которым 37-летний композитор перебрался в Петрозаводск. Сначала купил катер и стал осваивать Ялгубу, Кижские шхеры, дошел до Пудожского берега, Бесова носа. Затем на яхте стал осваивать Большое Онего и Уницкую Губу.

Красота Онего, величие и крутой нрав озера притягивали его все больше, и летний отпуск проходил в основном в походах.

Совместные походы на катере заставили испытать острое ощущение, которое никогда не забудется. Мы видели "наш Китеж" - прекрасное беломорское ажурное "видение" на фоне розового рассвета, которое заставило нас изменить курс и которое без следа исчезло при приближении. Когда в тишине августовской ночи, посреди озера смотришь на блещущие в черном небе огромные звезды, а потом переводишь взгляд на черную воду, где сияют в бездонной глубине те же звезды, то со смешанным чувством жути и восторга чувствуешь себя маленькой песчинкой в этом космически бездонном царстве ночи...

Но главное, что объединяло нас, - музыка. Валентин Андреевич был моим учителем. Он приехал в Петрозаводск, когда я училась на третьем курсе консерватории и преподавал у нас полифонию - через год мы поженились. Благодаря классическому музыкальному образованию, которое формирует один ценностный ряд в жизни, между нами установилось взаимопонимание и духовная близость, которые, как я поняла потом, довольно редко встречаются в супружеской жизни

Он полностью доверял моему музыкантскому чутью и все, что сочинял, показывал мне первой. Несмотря на разницу в возрасте, нелегкий характер Валентина Андреевича, трудный быт, считаю свою жизнь с ним счастливой и насыщенной высоким смыслом.



Татьяна КОНЧАКОВА,
музыковед, преподаватель Музыкального училища


Редакция | Наш форум