logo 10/2000


НАШИ АПЛОДИСМЕНТЫ!

- Петрозаводск - это где? - Это где "Творческая Мастерская", помнишь - "Завтра была война"? Давний разговор на одном из театральных фестивалей в Петербурге - Ты вообще-то театр любишь? - Теперь - полюбил. Разговор двух зрителей после спектакля "Женитьба" ТМ на сцене "Et Cetera"

Событие

Парадокс: в этом году главное событие театральной жизни Карелии произошло еще до открытия сезона и - в Москве. Вы не согласны? Но вы же не видели - к сожалению. С 22 по 30 сентября съемочная группа Карельского телевидения работала не покладая рук, дабы достойно осветить гастроли театра "Творческая Мастерская" на сцене московского театра "Et Getera" под руководством А.Калягина. Но не все же покажешь даже в очень длинной телепередаче. Как много осталось за кадром!

За кадром

Нет, бесконечных очередей перед кассой и воплей о лишних билетиках не было, врать не буду. И зал отнюдь не всегда был полон. Что поделаешь - Москва избалована гастролями самых известных артистов и нашпигована собственными театрами, словно любительский батон изюмом. Но тем приятнее было видеть московских зрителей, старательно разглядывающих портреты в буклетах "Творческой Мастерской" и запоминающих фамилии незнакомых актеров. Приятно было слышать в зрительном зале почтительный шепот: "Смотри, смотри, - это Живых! А это - Бычкова... Мойковский... Лисицын..." После первых же спектаклей у зала появились свои любимцы, их встречали аплодисментами при первом же появлении на сцене. Хорошая публика. А кстати...

Публика

Гастроли "Творческой Мастерской" для меня лично, помимо всего прочего, помогли сделать важное открытие: оказывается, в Москве существует карельская диаспора. Не столь многочисленная и скандально известная, как, скажем, чеченская, но все-таки. "Вы меня не помните? Встречались в Киндасове на празднике". " А я вас узнал, был когда-то на вашем концерте". "Я служил в Карелии, вот, зашел по старой памяти". Такие реплики можно было услышать в курилке перед каждым спектаклем. Скольких земляков свели вместе в чужом городе эти гастроли!

А на "Трех сестер" некая учительница литературы привела весь свой класс. Вполне понятно - классика на сцене. Ребята должны видеть.

А у маститых столичных журналистов появилась лишняя возможность блеснуть остроумием в статьях по поводу очередных гастролей.

А московские режиссеры и актеры приходили взглянуть на то, как работают их коллеги - истинный художник всегда открыт для творческого общения, да и неписанных законов актерского братства пока еще, слава Богу, никто не отменял.

На той неделе каждый понимал, зачем идет в "Et Cetera".

Почти невероятное достижение

Выше я сознательно не упомянул еще об одной очень важной категории публики, к которой отчасти принадлежу сам. Добиться от этих людей похвалы спектаклю, фильму или музыкальному произведению практически невозможно. Я говорю о т.н. "начинающих и непризнанных", студентах творческих вузов, будущих актерах, режиссерах, художниках, 15-25-летних "гениях".

Эта публика приходила - как всегда - снисходительно покивать в сторону сцены и позевать в задних рядах. И...Вот образчик разговора после спктакля между двумя восемнадцатилетними режиссерами (в будущем, конечно).

- Вообще-то - эклектика, слабо.

- Да ладно тебе - "эклектика". Люди делом занимаются. Не то, что ты - раз...ай. Когда на твоем спектакле так смеяться будут, тогда выпендривайся.

Я не верил своим ушам! Браво, Петрозаводск!

Критические потуги

Вот уже несколько лет, с тех пор, как пытаюсь заниматься театром, кино, литературой профессионально, я сознательно стараюсь в своих оценках художественных произведений не подниматься над уровнем "нравится-не нравится", пытаюсь остаться просто зрителем. Так вот, мне работы "Творческой Мастерской" нравятся, но несколько критических замечаний все-таки постараюсь высказать. Объективности и подробности изложения ради.

Прежде всего - никто из руководителей театра так и не смог мне ясно ответить - почему в Москву были привезены именно эти спектакли? Разумеется, никто не обязан ориентироваться на мой вкус, но где же, не побоюсь этих слов, очаровавшие целое поколение петрозаводских зрителей "Эти свободные бабочки"? Где пронзительный спектакль "Гарольд и Мод"? Многие зрители, пришедшие на "Спокойной ночи, мама", чтобы еще раз взглянуть на Людмилу Живых и Елену Бычкову, поясняли своим слегка разочарованным (были и такие!) московским знакомым: "Вы бы их в "Гарольде"...видели! Вот это да!"

Однако вернемся к тем спектаклям, которые все-таки увидела московская публика.

"Вдовий пароход" покорил (не мог не покорить!" сердца всего зрительного зала. Тонкий, нервный, требующий от зрителя огромного внимания и внутреннего напряжения спектакль "Спокойной ночи, мама" вызвал восторг у публики искушенной, понимающей. Самым спорным спектаклем я назвал бы "Трех сестер". Оно и понятно - в отношении Чехова каждый сам себе режиссер, все представляет по-своему. Отсюда и споры. Хотя несомненные актерские удачи - Натальи Мирошник, Геннадия Залогина, Валерия Баулина и многих других исполнителей - признали, кажется, все.

И все-таки наибольший успех на прошедших гастролях имели комедии.

Смех, побеждающий слезы

Разумеется, термин "комедия" весьма условен. Спектакли "Творческой Мастерской" никогда не были однозначны. Улыбаются зрители и многим репликам в "Трех сестрах" и целым сценам во "Вдовьем параходе".

Серьезны и внимательны бывают они, когда смотрят значительные эпизоды "Зойкиной квартиры".

Однако этот последний спектакль, а также "Женитьбу" и особенно "Странные игры для взрослых детей" я причисляю к комедиям по единственному и основному признаку: хохот и аплодисменты зала занимают чуть ли не треть времени, отпущенного на сценическое действо. Человек всегда хотел смеяться. В наше время эта потребность возросла неимоверно. Причины - понятны. Одно из следствий - невероятный успех тех же "Странных игр для взрослых детей" в Москве.

В буклете "Творческой Мастерсткой" об этом спектакле высказываются А.Иняхин и Б.Гущин. Первый: "Порхая в пестрых фраках над роялем, эти люди всего лишь таперы своей службы, уроков которой воспринять не способны". Второй: "Вы спросите: "О чем спектакль?" А о том, как люди пытаются жить естественно, как бы играючи, желая проявить свою собственную одаренность, и вдруг - бау: "Клинков, ты почему не предупредил меня, что мы живем в России?"

Глубокие трактовки... Но рискну предложить еще одну:

- Олюшкин, тебе эти трое - Клинков, Подходцев и Громов - никого не напоминают?

- Как же, как же - такие же придурки, ребята, как мы с вами.

Сколько в мире таких задушевных, озорных, бесшабашных, полунищих и по-своему счастливых мужских компаний? Положа руку на сердце - ведь нас же с вами сыграли на сцене, правда? Улыбнемся же своему отражению.

После гастролей "Творческой Мастерской" в Москве я в своей компании твердо получил прозвище Толстый Клинков, а блистательное актерское трио Г.Залогин, А.Лисицын и В.Чебурканов приобрело гигантскую популярность в среде столичной богемы.

Необходимый Post Scriptum

Могу только догадываться, каких невероятных усилий десятков, если не сотен, людей стоили эти гастроли "Творческой Мастерской" в Москве. Для нас, зрителей, они стали праздником. А для всех этих сотен? Но ни разу я не видел и тени раздражения или неудовольствия на лице директора-распорядителя театра Евгения Балалаева, когда просил у него контрамарку (студенты - народ небогатый), ни разу не отказались ответить на вопрос или пояснить что-нибудь Иван Петров или Геннадий Залогин. Всем этим людям, всем-всем, без исключения - огромное спасибо. И не только от себя лично, а, как говорится, - от имени и по поручению. А актеры?...Актеры все и так знают - они слышали наши аплодисменты.



Кирилл ОЛЮШКИН,
наш спецкор Москва - Петрозаводск


Редакция | Наш форум