logo 10/2000


СЛУШАТЕЛИ, КОТОРЫЕ ДЫШАТ ВМЕСТЕ, - ДЛЯ АРТИСТА ЛУЧШАЯ НАГРАДА

Осенью служенье муз особенно не терпит суеты. И потому искусство, тронутое дыханием самого поэтичного времени года, располагает к камерности. Свидетельство тому - фестиваль камерных спектаклей "Ламбушка" и вот теперь Дни камерной музыки, проведенные Карельской государственной филармонией с 1 по 25 октября. В этот раз, впрочем, как и всегда жителям нашего города удалось послушать игру замечательных музыкантов. Среди них были как постоянные участники фестиваля - фортепианный дуэт Александр Бахчиев и Елена Сорокина, пианистка Надежда Рубаненко, известный петрозаводской публике пианист Рувим Островский, так и те, кто принял участие в Днях камерной музыки впервые - Государственный струнный квартет имени П.И.Чайковского и обладатель редчайшего голоса - контртенора сопранового звучания - Олег Безинских.

О внутреннем мире артиста, мироощущении, взглядах и многом другом, говорит его исполнение: то, как он берет звук, как ведет мелодическую фразу, как держится на публике... И все же образ артиста вне сцены, за кулисами всегда манит и интригует слушателей. Какие же они, полюбившиеся нам исполнители вне досягаемости своего сценического пространства?

"В России у меня почти нет концертов"

Олег Безинских - исполнитель с поистине уникальным голосом: его диапазон - три с лишним октавы, от баритона до сопрано. Тембр его голоса - контртенор - большая редкость. В России таких исполнителей всего трое. На Западе уже несколько лет его называют "русским чудом".

- Нужно начать с того, что я родился не нормальным ребенком: был белый как снег, и врачи подумали, что родился бескровный, мертвый младенец. И когда меня стали шлепать, чтобы привести в чувство, как мне потом рассказывали, издал что-то похожее на звук заводящейся машины. Мой голос прошелся снизу вверх по нескольким регистрам. Врач признался, что первый раз принимал такого странного ребенка. Мама до сих пор говорит: "Олег, мне иногда кажется, что ты не наш сын, чужой ребенок". В детстве родители меня очень баловали и даже отдали в личное пользование проигрыватель, что было неслыханной роскошью. Я включал пластинку и пародировал голоса артистов, а соседи тем временем долбили в стенку и кричали: "Выключите радио!" Моей любимой певицей была Инна Сумак - женщина, обладавшая изумительным диапазоном голоса.

- Когда вы впервые почувствовали, что ваш голос не такой как у всех?

- В 15 лет я исполнил третью песню Леля "Туча со громом сговаривалась" из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". Когда я запел, зал просто лег с хохота. Представляете, выходит такой рослый мальчик весом около 100 килограммов и вдруг поет тонким голосом. Тогда я сделал знак концертмейстеру и, когда зал стих, снова начал. После окончания, секунд десять стояла гробовая тишина, прежде чем зал взвыл овациями. Нечто подобное было в Германии в 98-м году, во время европейской премьеры оперы "Талестри" ("Королева амазонок"). После первой же арии меня вызывали три раза, хотя это было только самое начало оперы. Мой диапазон включает расстояние от баритона до сопрано.

- Это необычно для контртенора...

- А я и не пою как контртенор, я пою как совершенно нормальное сопрано и меццо-сопрано. В моем репертуаре есть вещи, которые я начинаю как баритон, а потом иду выше и выше, постепенно сменяя регистры - больше трех октав. Я стал первым выпускником Петербургской консерватории, имеющим диплом "контртенора-сопраниста".

- Олег, слыша ваш голос впервые, люди испытывают состояние шока. В России о контртеноровой культуре почти ничего не известно. Вам, наверное, часто приходится сталкиваться с непониманием со стороны окружающих?

- Обидное прозвище "кастрат" преследует меня всю жизнь. В консерватории меня сначала тоже воспринимали как кастрата. Ходили сплетни, слухи. Моего педагога постоянно спрашивали: "Это кастрат или нет?" Хотя к тому времени я уже был женат и имел сына. Да и разговариваю я в жизни баритоном, чего кастраты, кстати, делать не могут.

- Сейчас наблюдается всплеск популярности старинной музыки. В этой связи ваш голос, наверное, пользуется особым спросом?

- В России концертов у меня практически нет. Меня разыскивают западные продюсеры, а здесь академическое пение никому не нужно. У меня масса проектов, но нет денег на их осуществление. Мой голос в России не знают, и знать не хотят. Когда я спел в "Санкт-Петербург опера" арию Юродивого из оперы Мусоргского "Борис Годунов", разразился грандиозный скандал. В прессе поднимали вопрос о том, можно ли использовать в опере такие голоса...

- И все же в вашем репертуаре есть женские партии?

- Единственная женская ария в моем репертуаре - из оперы Г.Перселла "Дидона и Эней". Сюда можно отнести и арию из оперы "Баязет", которая была посвящена кастрату Фаринелли. Я пел ее на фестивале в Эвиане, где выступал по приглашению М.Ростроповича. Там же я исполнял и кантату для контртенора, написанную нашим гениальным соотечественником Гией Канчели.

- Кого вы могли бы назвать своим любимым композитором?

- Я очень сильно чувствую музыку Генри Перселла, и это не случайно. Мистическим образом совпадают наши с ним год рождения - у него 1695, а у меня наоборот 1965, знак зодиака и, наконец, у Перселла тоже был контртенор.

- Олег, как получилось, что вы попали в мультфильм о Микки-Маусе?

- На киностудии "Нева" совместно с компанией Уолта Диснея проводился дубляж 13-серийного мультфильма о Микки-Маусе, и меня единодушно утвердили на главную роль. Сейчас этот мультсериал идет по воскресеньям на канале РТР.

"КВАРТЕТ - ЖАНР ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА СОРОК"

Государственный струнный квартет имени П.И.Чайковского (Москва) впервые побывал в Петрозаводске. Правда, один из его участников - альтист Сергей Батурин - когда-то проучился один год в Петрозаводской консерватории у Ю.М. Крамарова. Ныне он заслуженный артист России, директор и один из основателей Государственного струнного квартета имени П.И. Чайковского.

- Квартет был основан в 1974 году. Его музыкальным руководителем стал солист-виртуоз Михаил Готсдинер - первая скрипка. Коллектив много и успешно гастролировал. В 1975 году он стал лауреатом международных конкурсов. В том виде, как сейчас, квартет существует с 93-го года. В его составе также играют Лев Масловский - вторая скрипка и самый молодой участник ансамбля, лауреат международных конкурсов, виолончелист Рустам Комачков.

- Какому репертуару вы отдаете предпочтение?

- Мы играем много классики, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Категорически отвергаем музыку модернистскую и постмодернистскую. Это не музыка, ее играют те, кто не умеет исполнять классику - ведь это намного сложнее.

- Каждый из участников квартета - яркая личность, со своими взглядами и убеждениями. Бывают ли между вами разногласия?

- Последнее время мы стали мало заниматься вместе. У нас нет необходимости репетировать по несколько часов в день, потому что мы уже достаточно долго работаем вместе. Мы не тратим время впустую и встречаемся только по мере необходимости - это уменьшает шансы для конфликтных ситуаций. В нашем квартете царит очень добрая, дружественная атмосфера. Наверное, это было заметно и потому, как мы общаемся с публикой. Для исполнителя важно наладить контакт с аудиторией. Расположить их к себе, настроить на слушание музыки. В России, в отличие от западной, публика зашоренная, замкнутая и несколько теплых, простых слов пущенных в зал создают ту уютную домашнюю обстановку, которая особенно необходима в жанре камерной музыки. Ведь камерная музыка означает "комнатная".

- С кем из известных музыкантов играл ваш квартет?

- Из пианистов Михаил Воскресенский, Наум Штаркман, Тигран Алеханов. Мы играли с виолончелистом Кириллом Родиным - лауреатом первой премии конкурса имени Чайковского, с Александром Гаяковским - артистом знаменитого квартета имени Шостаковича. В прошлом году мы поиграли с французским квартетом, у нас была очень интересная идея - мы объединили оба коллектива в октет и сделали совместную программу. Вместе мы выступали вКлину, в Доме-музее Чайковского, а затем в Москве - в зале имени Чайковского.

- Ваши ученики бывают на международных конкурсах?

- Нет, они еще не созрели для этого. Им нужно много учиться для того, чтобы стать настоящими профессионалами. Квартет - это особый, очень специфический жанр, не каждый музыкант сможет в нем адаптироваться. Я считаю, что квартет - это жанр для тех, кому за сорок.

- Но, ведь вы сами пришли в квартет на третьем курсе консерватории?

- Да, нам сказали, что нужно срочно ехать на конкурс в Будапешт. Но когда я попал в квартет, понял, что не смогу уже существовать в каком-то другом жанре музыки.

- Как вам понравилась наша публика?

- Публика замечательная, на удивление подготовленная. Чувствуется, что в зале сидят не случайные люди, а постоянные посетители филармонических концертов. Они слушают музыкантов, затаив дыхание, не хлопают между частями - что для Москвы теперь редкость. Слушатели, которые дышат вместе, - для артиста лучшая награда.

"Мой кумир - отец"

Молодой московский виолончелист Дмитрий Фейгин выступил на фестивале с женой - японской пианисткой Хироко Ниими. Он - сын известного виолончелиста Валентина Фейгина.

- Как проходили ваши занятия с отцом? Ведь отец-педагог и сын-ученик порой не совместимы...

- У отца была хорошая педагогическая черта - он никому ничего не навязывал, давал развиваться индивидуально, чтобы из учеников класса не получилась одна средняя масса. Ко мне он всегда был требователен - впрочем, как и ко всем остальным. Он никогда не выделял меня из числа других учеников, мы занимались только в консерватории. Отцом он был дома, а в консерватории только педагогом. Эти два понятия - отец и учитель - никогда им не смешивались. И когда меня спрашивают, кто мой кумир из старших музыкантов, я всегда отвечаю: "Конечно, отец".

- Русская виолончельная школа авторитетна на Западе, как и много лет назад?

- Да. Если в прошлом веке тон задавали европейцы, то сейчас наши виолончелисты одни из сильнейших в мире.

- В вашем концерте среди других произведений прозвучала музыка Шостаковича. Что для вас значит этот композитор?

- В нашей стране особое отношение к Шостаковичу. Он всенародно любим, его можно назвать своеобразным знаком эпохи. На Западе можно встретить разное отношение к Шостаковичу, но где бы я ни гастролировал, я почти всегда включаю его произведения в свою программу.

- Хотелось бы узнать у Хироко - как судьба привела вас в Россию, страну с чужими традициями и культурой?

- В 15 лет я покинула Японию и приехала учиться в Будапешт, в Академию музыки. Тогда русскую музыку я совсем не знала. Когда услышала Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, поняла - для того, чтобы стать настоящим музыкантом, нужно ехать в Россию, в сердце этой загадочной и великой страны. Теперь я знаю, что Московская консерватория действительно одна из лучших в мире.

На прощание Дмитрий Фейгин и Хироко Ниими пожелали всем слушателям любви к музыке, потому что, по мнению артистов, только культура способна будет вывести Россию из трудного и тяжелого положения.



Анна ГОДИНОВА


Редакция | Наш форум