logo 11/2000

Психология на каждый день


ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Самочувствие младших школьников, как уже говорилось в первой публикации, тесно связано с отметками. Причем дольше всего в их памяти сохраняются плохие отметки и связанные с ними тяжелые переживания. Новые учебные обязанности влекут за собой и соответствующую оценку учителя, родителей, одноклассников.

У детей в начальной школе самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического отношения. Перенося отметку на оценку личности, можно навредить ребенку - как успевающему, так и неуспевающему. Причем, восприятие младшими школьниками друг друга также зависит от того, как ребенка оценивает учитель.

Все дети по-разному адаптируются к школе, некоторые не приспосабливаются к ней даже к концу первого класса. Большинство детей приходит в школу с радостью. Но постепенно у детей с пониженными способностями, слабо подготовленных, болезненных, эмоционально чувствительных, накапливается горький опыт различных неудач, что ведет к разочарованию и может вызвать отрицательное отношение к школе и процессу обучения. Все это снижает самооценку ребенка, он теряет душевное равновесие, становится тревожным, ранимым.

"У меня нет плохих оценок, но я переживаю, что меня мама будет дубасить...", "Двойку получила... Ругать будут сильно и даже выпорют". "Боюсь, когда двойки получаю. Очень плохое настроение. Кружится голова, сердце колотится, живот болит".

Любая отметка должна рассматриваться как оценка конкретного знания или незнания, выполненного или невыполненного задания, хорошего или плохого поступка, а не как оценка личности ребенка: "хороший-плохой", "честный-лживый", "трудолюбивый-ленивый", "умный-глупый".

Понятия у ребенка в этом возрасте часто связаны не с нравственными правилами и поведением, а с реакцией значимых для них взрослых. Если она негативная, то такие дети считают себя никчемными, нелюбимыми, неумелыми, неумными.

Часть же детей, имеющих развитую самооценку, наоборот, считают себя правыми всегда, они думают, что им просто не повезло с их окружением. Это, в свою очередь, ведет к постоянному стремлению отстаивать свое "я", неудовольствию, раздражению и как результат - истощению нервной системы.

Длительное напряженное состояние душевных и физических сил дети как с пониженной, так и с повышенной самооценкой долго выдержать не могут. Начинаются нервные срывы, которые проявляются в появлении новых или оживлении старых страхов.

Чаще всего причинами страха у младших школьников бывают некоторые сказочные герои: привидения, мертвецы, лешие, фантомасы; стихия - темнота, гром, молния, пожар, гроза, ураган, наводнение, падение кометы; громкие звуки - крики, взрывы, неожиданные шумы. Дети боятся также хулиганов, воров, чертей, пьяниц, пугаются одиночества, чужих людей, страшатся смерти своей и близких, всего, что связано с болью, болезнью.

Понимание опасности и ее осознание формируется у ребенка в процессе накопления личного жизненного опыта, но не только. Особое место следует отвести так называемому психологическому заражению страхом от окружающих. При этом дети неосознанно перенимают чужие эмоциональные реакции. Когда нет возможности эмоционально отреагировать на страх, это происходит во сне. Дети часто видят яркие и образные пугающие сновидения. "...Я кричал. Страшный волк скалил зубы, еще секунда и он меня съест...".

Дети боятся и запоминают не только страшные сны, но и необычные явления, вызывающие наряду со страхом, эмоции любопытства и даже восторга.

Как же помочь ребенку? Очень просто: разговаривайте с ним, вместе сочиняйте устные или письменные рассказы. Пусть ребенок там будет главным действующим лицом, пусть с помощью вас он учится анализировать, понимать различные жизненные ситуации, которые произошли уже с ним, или его близкими, либо были увидены со стороны - фильмы, фантазии, сны, разговоры.

Очень хорошо помогают и рисунки. Когда вы делаете что-то вместе, то вы едины, ребенок горд тем, что с ним общается взрослый.

Словом, совместные занятия с ребенком помогут вам понять, что его волнует, а ему - что волнует вас. И тогда вы сможете ему своевременно помочь. А малыш будет знать, что всегда может рассчитывать на вашу помощь. Такие отношения доверия, уважения, совместного труда избавят его от многих страхов.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум