logo 1/2003

Больной вопрос


Школа - территория закона?

Эта история произошла, когда я учился в 11 классе. Все началось с того, что в нашей школе появилась самиздатовская газета под названием "Школьное Чтиво". Не могу вспомнить точную дату ее появления. Но место помню превосходно. Стопку листков создатели газеты положили на подоконник в туалете - самом посещаемом месте в школе. Примерно через час газетные листки были замечены в руках школьников. Остаться равнодушным я не мог. Вырвал из рук проходящего мимо ученика газету, распечатанную на принтере, и жадно впился глазами.

Первый номер самиздатовской газеты, состоящий из жесткого стеба учеников, анекдотов и заметки под рубрикой "Лох номера", прошел на "ура". Обсуждали его бурно. Причем, несмотря на слишком вольный стиль, о газете отзывались положительно. Но всех читающих объединяло одно - ма-а-а-аленький шок от прочитанного. С нетерпением школьное сообщество ожидало второго номера. И дождалось. Третий номер, четвертый. "Чтиво" уже воспринимают, как регулярно выходящую газету - он становится конкурентом "настоящей", то есть дозволенной руководством, школьной газеты. Но ненадолго - учителя и администрация школы сделали все, чтобы оградить детей от вредных влияний самиздата. Многим школьникам, и мне в том числе, пришлось узнать, что значит жить в эпоху тотального государственного контроля.

Первая мера пресечения - изъятие выпусков. Завидев "хулигана" с подпольной газетой в руках, доблестный наставник использовал нехитрую стратегию. "А что это вы читаете? А можно посмотреть?" Было страшно отказать в просьбе, обратно в руки газета не возвращалась. То есть - изымалась. Второй мерой пресечения был вызов к директору. У директора в кабинете несладко, особо пугливые не выдерживают. Сильно завидую десятке других учеников, кому повезло.

Третья мера пресечения - дежурная вахта. Наш директор проявил просто чудеса изобретательности, лишь бы закрыть подпольную типографию. Срочно была создана инициативная группа (кстати, из учащихся), которой было велено сторожить все подступы к злосчастному туалету. И ведь сторожили, что самое смешное. Но это не помогло.

А потом было родительское собрание, куда пригласили родителей одиннадцатиклассников. Рассказываю со слов своего отца. Директор говорил о том, что газета "грязная". Что неплохо было бы родителям посмотреть, чем занимаются дети дома на компьютере. А еще директор попросил родителей известить его, если они узнают что-то про авторов "Школьного чтива". Общее отношение к происходящему хорошо выразил чей-то папа. Он спросил: "Вы не знаете, когда нашему классу найдут учителя физики, ребятам ведь поступать?"

Надо отдать должное администрации - она своего добилась. Типография благополучно завершила работу. Почему это произошло, доподлинно не знаю: то ли газета себя исчерпала, то ли были иные обстоятельства. Авторы "Школьного чтива" понимали, что чистосердечное признание чревато неприятностями, потому и не высовывались. Честно говоря, до сих пор не могу понять, чего испугалось руководство школы: лозунгов: "Долой директора!" никто не выдвигал, и инакомыслия вроде бы не было.

На занятиях в университете нас как-то познакомили с опубликованным в газете материалом девятиклассницы, в котором описывалась похожая история, происходившая в другой городской школе. Там самодеятельная газета называлась "Апокалипсис". Ее прикрыли в день выхода. Авторы "Апокалипсиса" не скрывали своей причастности к своему детищу. Не боялись... Заметка была опубликована в еще доперестроечном 1983 году. А наши авторы (в 2000 году) - испугались. Говорят, что директор школы, где вышла когда-то газета "Апокалипсис", был человек авторитетный, но авторитарный. Наш директор имеет репутацию политика первой демократической волны. Но, похоже, демократию в нашей школе толковали по-своему.

Дмитрий АНАНЬИН, студент 2 курса отделения журналистики ПетрГУ

Прокомментировать ситуацию вокруг школьного самиздата, мы попросили педагога и руководителя общественной организации Юниорский союз "Дорога" Дениса Рогаткина. Вот что он сказал:

- Третий год мы наблюдаем похожую ситуацию с правозащитной газетой "Школа - территория закона", которую выпускают ребята из нашей организации. Они сами пишут заметки, верстают газету на компьютере, тиражируют на ксероксе и вывешивают в своих школах. Рассказывается в газете о нарушениях прав человека в школе. Ни фамилий учителей, нарушивших права ребенка, ни номеров школ мы не называем. Тем не менее, люди безошибочно себя узнают, вылавливают авторов заметок и от души их пропесочивают. Доходило и до родительских собраний, и до звонков в мэрию с требованием разобраться с этой "жёлтой прессой". При этом есть большое количество школ, в которых к нашей газете относятся вполне терпимо. Газета тихо и мирно висит на стенде, читается, и никаких катаклизмов почему-то не происходит.

Газете "Школа - территория закона", в сравнении со школьным самиздатом, повезло гораздо больше: нас практически невозможно "прикрыть". Не разрешают вывешивать на школьные стенды? Читайте нас в интернете, передавайте по рукам, слушайте выпуски радиоверсии в "Онежской волне", смотрите наши телерепортажи в "Школьных новостях" ГТРК и на "Петронете".

Строго говоря, никаких формальных оснований устраивать облавы на детский самиздат нет. Откроем "Конвенцию о правах ребенка": "Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка." (статья 13)

Таким образом, дети имеют полное право на самиздат. Согласно Конвенции только законом, а не распоряжением директора, может быть ограничено право на свободное выражение собственного мнения. Если педагогам кажется, что дети нарушают этические нормы, именно об этом и нужно разговаривать с ребятами. Не о закрытии газеты или неких санкциях, а о том, как сделать так, чтобы участники школьной жизни были взаимно вежливы.

Можно и дальше копаться в бумажках и убедительно доказывать, что действия педагогов, описанные в заметке, противозаконны. Не имеет право педагог ничего у ребенка отбирать! По закону собственность может быть изъята только по решению суда. Мы что, подменяем суд? Как тогда мы с подобными авторитарными "заскоками" собираемся убедить детей, что они живут в правовом государстве и должны быть законопослушными?

Но главное - в другом. В причинах школьного самиздата как явления. Появилась газета. И что же делают педагоги? Хватаются за голову. И... начинают бороться с детьми. Может быть стоит подумать о другом: что не так в нашей школе? Что нам, педагогам, нужно сделать для налаживания сотрудничества с ребятами?

Давайте повесим стенд и будем размещать на нём этот детский самиздат. Что, школа от этого рухнет? Авторитет чей-то пострадает? Наоборот, выиграет! И все увидят, что высказываться можно не подпольно, а публично. А рядом, на том же стенде, уважаемые педагоги, помещайте свои статьи. Не в стиле "ах вы, негодники этакие!", а в тональности нормального человеческого разговора. И будет у вас этот стенд первым шагом к взаимопониманию, изменению школы к лучшему.

За три года жизни газеты "Школа - территория закона" ни один педагог не написал отклик на те материалы, которые были нами опубликованы. Боялись, что не напечатаем? Напечатаем! Давайте разговаривать с детьми!



Соб. инф.


Редакция | Наш форум