logo 1/2001

Окно в Москву


БУДЕМ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ

В ноябрьском номере газеты мы рассказывали о знаменательном для музыкального мира нашего города событии - приезде всемирно известного музыканта, исполнителя на ударных инструментах, профессора Московской консерватории - Марка Пекарского. Знаменитый барабанщик высоко оценил профессионализм петрозаводских музыкантов и пригласил Алексея Никитина, студента нашей консерватории (класс В.Соколова) в Москву. В столице Алексей принял участие в семинаре "Дни музыки для ударных в Москве". Этот семинар - часть большого долгосрочного проекта "Pekarski percussion project". Этот семинар - вторая часть проекта. Первая часть - посещения Пекарским различных учебных заведений. Далее предусмотрен всероссийский конкурс.

Алексей Никитин поделился своими впечатлениями от поездки.

- Я бы назвал это чем-то вроде курсов повышения квалификации. В семинаре приняли участие студенты и педагоги из разных концов страны и главной его целью было поднять уровень профессионализма в глубинке. Дело в том, что мировое "барабанное" сообщество находится сегодня, увы, в несколько отдаленном от нас музыкально-временном пространстве. Современное состояние конкурсного сольного репертуара за рубежом нам не известно. В современной российской системе образования основной упор делается на воспитании исполнителей-оркестрантов вполне мирового уровня. Но на Западе, уже давно, ударные существуют как концертный сольный инструмент.

Основным объектом изучения на этом семинаре было совершенно новое для нас понятие - так называемый "мультиперкашн инструмент". Он включает многочисленный набор ударных и не совсем ударных инструментов, но трактуется как один инструмент. Его можно сравнить с органом, в котором много труб, разных по звуку, высоте и тембру, но орган - это один инструмент. Мультиперкашн имеет множество возможностей - тембровых, динамических, звуковысотных. Игра на мультиперкашн отличается от нашей обычной исполнительской практики, когда музыкант играет по очереди на разных инструментах, бегая туда-сюда. Идея мультиперкашн на Западе осваивается уже около сорока лет. Родоначальником этого явления стал Карлхайнц Штокхаузен и Янис Ксенакис. Мы же об этом услышали только сейчас.

На семинаре разбирались ставшие классическими для этого направления музыкальные произведения: "Цикл" Штокхаузена, "Псапфа" и "Ребондс" Яна Ксенакиса, "Интерьер" Дэвида Ланга.

Знания о сегодняшнем состоянии культуры ударного исполнительства на Западе мы получали из первых рук. Для этой цели Пекарский пригласил специалистов из-за рубежа: Германии, Чехии, Нидерландов. Два мастера из Нидерландов, испанцы по происхождению, дали нам базовые элементы игры на маримбе - постановка рук, звукоизвлечение. Это связано с тем, что несмотря на широкое распространение на Западе маримб как сольного инструмента, у нас он до сих пор остается экзотикой.

На семинаре была поднята проблема нотной записи для ударных инструментов, о которой говорил Пекарский и в Петрозаводске. Ведь разобраться в нотах без посторонней помощи порой просто не мыслимо. Когда мы рассматривали "Цикл" Штокхаузена, на объяснение нотного текста не хватило и трех часов - настолько прочтение текста оказалось сложным. Основная мысль, выраженная на семинаре, свидетельствовала о том, что без предварительной подготовки, включающей элемент авторской интерпретации, исполнение того же цикла Штокхаузена невозможно. К тому же надо отметить, что до сих пор не существует единой и определенной нотной системы записи ударных инструментов ,не беру в расчет запись в академических партитурах. И поэтому на заре возникновения пьес отдельно для ударных инструментов каждый композитор выдумывал свои варианты записи. Особенно это проявляется в мультиперкашн. В некоторых произведениях композитор указывает определенный инструментарий и постановку, а в "Псапфе" Ксенакиса обозначение инструментов полностью отсутствует, есть только деление на группы. Исполнитель волен выбирать инструменты по своему усмотрению, руководствуясь лишь пояснениями, из какого материала он должен быть, сделан - кожаный, деревянный., металлический...

Чех Томаш Ондружек объяснил нам, какая степень свободы допустима в интерпретации. Эта свобода выражается и в выборе инструментов, и в их постановке. Допустимо, что инструментами могут быть любые предметы издающие звук - кастрюли, банки, оцинкованные ведра, вплоть до самых неожиданных... Поэтому никогда ни одно произведение не прозвучит дважды одинаково. А в "Цикле" Штокхаузена авторам предлагается набор вариантов исполнения, и прежде чем музыкант возьмется за исполнение, он должен выбрать тот вариант, который посчитает нужным, а для этого исполнитель сам составляет собственную партитуру.

Занятия проходили в Московской средней специальной школе имени Гнесиных, Московском доме композиторов, Культурном центре "Дом". В процессе семинара мы почерпнули много интересной, новой и полезной информации - все это станет пищей для размышления.



Беседовала Анна Годинова


Редакция | Наш форум