logo 1/2001

Гость


АНДРЕЙ ПЕТРОВ ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ

Ярким событием стал недавний авторский концерт петербургского композитора Андрея Петрова. Концерт прошел в конце ноября в Карельской государственной филармонии. Музыка этого композитора не просто всенародно любима, она органично вошла в "слушательскую кровь" эпохи. Кто не знает его мелодий из популярных отечественных кинофильмов "Я шагаю по Москве", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Небеса обетованные", "Петербургские тайны"?... И потому название абонемента "Музыка для всех", в рамках которого состоялся концерт, как нельзя лучше отражает характер творчества Андрея Петрова.

В юбилейный для композитора год, в сентябре Андрею Павловичу Петрову исполнилось 70 лет, прошёл музыкальный фестиваль "Андрей Петров в кругу друзей".

- Круг друзей, - пояснил композитор, - это круг тех музыкантов, коллективов, городов, с которыми у меня сложились давние творческие связи. Потому выбранная география фестиваля не случайна. Мои авторские концерты уже прошли в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве, Минске и Санкт-Петербурге. Фестиваль начался в сентябре, а завершится в декабре большим гала-концертом "Браво, Петров!" в Большом зале "Октябрьский". Петрозаводск оказался вовлеченным в орбиту фестиваля по инициативе, рожденной совместно с Олегом Юрьевичем Солдатовым. Программа фестиваля отражает и серьёзную и "легкую" сферу моей музыки.

Самым серьезным произведением программы стал Концерт для фортепиано с оркестром, прозвучавший в нашем городе впервые. Столкновение прекрасного мира, связанного с воспоминаниями детства и мира, ужасающего своей жестокой реальностью, определяет трагизм драматургии Концерта. За это сочинение вместе с симфонией-фантазией "Мастер и Маргарита" Андрей Петров в 1996 году был удостоен Государственной премии СССР.

- Я воспитан в традициях отечественной музыкальной культуры, - рассказал Андрей Петров. - Моим педагогом в Ленинградской консерватории был О.Евлахов, - ученик Шостаковича. Ультрасовременные новации авангардных течений мне чужды. Не уверен, что это направление перспективно. Дальше экспериментировать невозможно. Возврат на дорогу, продолжающую традиции 19-го-20-го веков, неизбежен.

Музыка балета "Сотворение мира", три фрагмента из которого прозвучали во втором отделении, представляют оригинальный сплав музыки "серьезной" и "легкой". Созданный по мотивам рисунков известного французского художника-карикатуриста Жана Эффеля в 1971 году, он, по словам композитора, какое-то время находился на грани запрета.

В тот вечер звучала и музыка "легкая". "Та музыка, которую я люблю", - признался композитор. Среди таких сочинений была Увертюра-фантазия "Синяя птица", созданная на основе музыки к советско-американскому фильму с одноименным названием, и "Элегия" и "Вальс" из телесериала "Петербургские тайны". На "бис" прозвучали любимые мелодии из известных фильмов.

- Мне повезло с талантливыми режиссерами. Все, с кем я работал, - Данелия, Рязанов и другие - не ждали от меня музыкальной иллюстрации того или иного эпизода фильма. Моя музыка существует над фильмом, и если, к примеру, это лирическая комедия, то лирику в картину вносит именно музыка. Такая киномузыка не носит прикладной характер, она не привязана к фильму и потому имеет право на самостоятельное существование. Над "Петербургскими тайнами" мы работали вместе с дочерью Ольгой. Разделились по персонажам и долгое время не раскрывали наши "петербургские тайны" друг другу. Удивительно, как сблизил нас стиль этой музыки.

Прощаясь с Петрозаводском, Андрей Петров сказал, что круг его друзей - это не только музыканты, стоящие на сцене, но и все те, кто пришел в тот вечер на встречу с ним и его музыкой.



Анна ГОДИНОВА


Редакция | Наш форум