logo 1/2001

Урок-спектакль


С ОНЕГИНЫМ В КАРЕТЕ

Услышав словосочетание "театральный урок", я отнеслась к нему настороженно: кто знает, что под этим подразумевает человек из театра и как это соотносится с целями учителя литературы? Оказалось, очень даже соотносится. Ведь как учителю не хочется, но никак не влезает в школьные часы многое из того, о чем стоило бы рассказать в связи с тем или иным произведением. Да еще так, чтобы запомнилось.

А театральный урок - это, как выяснилось, такая штука: спектакль не спектакль, лекция не лекция, игра не игра, - в общем, все вместе. И если это, например, урок "Читая "Евгения Онегина", то за один час можно успеть покататься в карете по Невскому, сыграв роль форейтора (естественно, придется узнать, кто это такой), пообедать в знаменитом ресторане у Talon, поучаствовать в розыгрыше зевак на Фонтанке, посетить театр, побывать на балу (вы когда-нибудь видели, как ваша учительница танцует вальс? Учитесь!), подраться на дуэли, узнав все тонкости ее правил, погадать на жениха, будто на святках... Не ручаюсь, что вспомнила все, что успевают узнать за один час ребята на театральных уроках Станислава Губанищева.

Режиссер из Магнитогорска, постановщик "Плутней Скапена" в Русском театре драмы, привез в Петрозаводск и эту необычную форму урока-спектакля, показав своего "Онегина" в нескольких школах города. Судя по реакции зрителей - старшеклассников и учителей, прогулки с Онегиным пришлись им "ко двору", и в следующий приезд автор - режиссер - актер представит нашим школьникам не только Пушкина, но и Фонвизина.

- Идея таких уроков возникла у моего учителя режиссера Михаила Давыдовича Полякова лет тринадцать назад, - рассказывает Станислав Георгиевич. - Стало ясно: театр, чтобы не потерять будущее поколение зрителей - сегодняшних школьников, должен для них что-то придумать. Мы начали с "Евгения Онегина", и над этим уроком-спектаклем я работал семь лет, сделав семь его вариантов. Потом появились уроки по Гоголю, Грибоедову, Фонвизину, Катаеву; еще больше задумано - было бы время. Здесь не существует единой формы; разные авторы, разный возраст учащихся диктуют свои подходы. Скажем, урок по Гоголю получился довольно сложным, ближе к замкнутому пространству театрального спектакля, чем к открытому школьному занятию. Общей остается цель - с помощью театральной игры пробудить воображение школьника, а следом и желание открыть книгу, отвлечься на миг от бурного потока сегодняшней действительности, задуматься - о книге, о жизни, о себе.

То, что это необходимо школам, подтвердили учителя, благодарившие автора урока-спектакля. А сам исполнитель ловко управлялся с непростой аудиторией старшеклассников - то приглашая поучаствовать в действии, то заинтриговывая, то провоцируя реакцию, ответ, мысль. И сквозь знакомые строки проступал живой, полный ярких подробностей мир Петербурга, сельской усадьбы. И старушка Ларина вдруг оказывалась совсем не такой, как представлялось после беглого чтения романа, и абстрактный "лишний человек" занимался вполне знакомыми земными делами, да и те детали, что частенько проходят мимо читательского внимания, обретали смысл (а спросите-ка для проверки, и не только старшеклассника, но и самих себя: почему, к примеру, Пушкин называет вальс однообразным или что значит "умильно на пучок зари они роняли слезки три"?). Здесь нет места назидательности и поучению, но ребята уже другими глазами смотрят на хрестоматийное произведение, с каждой новой подробностью учась видеть жизнь, постигать мир литературы.

- В этом же ключе работает московский театр "Диво" при детской филармонии, но его публика - это школьники первых-шестых классов. Других примеров таких уроков в творческой форме мне не встречалось. А поле деятельности здесь огромное. Хорошо бы иметь несколько уроков на каждый учебный год... Их мог бы готовить и учитель, владеющий актерским мастерством, ведь театр здесь - это просто одна из форм подачи материала, в которой игровая стихия помогает находить контакт с учеником, будит его фантазию. Театр и школа тесно переплетены друг с другом: любой спектакль - это опосредованный урок, но и хороший урок - всегда миниспектакль.

Я понимаю, что никто и ничто не изменит человека за один час. Но на один час жизни увести школьника в сферу литературы, мировой культуры, в идеале - побудить прочесть не только заданное произведение, но и что-то дополнительно к нему... Хотя это уже из области фантастики, - на неожиданно пессимистической ноте заканчивает Станислав Губанищев. - Я понимаю почти бессмысленность своих усилий. Но ничего не делать - еще хуже.

"Мы ленивы и нелюбопытны", - говаривал Пушкин. Но, кажется, режиссер нашел один из способов борьбы с этим недугом.



Юлия Генделева


Редакция | Наш форум