logo 1/2002

Актуальная тема


ДУХОВНОСТЬ - ТАКОЙ ЦЕННОСТИ БОЛЬШЕ НЕТ?

Наши школьники грезят о карьере и развлечениях, а французские мечтают помогать обездоленным

21 декабря 2001 года в Петрозаводске прошла Республиканская научно-практическая конференция "Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи".

"Все мы единомышленники, но в нас нет единомыслия" - под таким негласным лозунгом проходила конференция, на которой собрались педагоги, чиновники, православное духовенство, представители общественных организаций, журналисты, ветераны и просто неравнодушные к затронутой проблеме люди.

Проблема действительно актуальная: в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Однако, выпустив закон, государство не определило, какого гражданина оно ожидает получить в конечном итоге. Именно об этом говорила Е.А.Антошко, заместитель министра образования и по делам молодёжи РК.

Был продемонстрирован фильм о ценностях современной молодёжи, в котором принимали участие студенты Российской Академии Госслужбы, социально-педагогического колледжа и некоторых профессиональных училищ республики. С одной стороны, молодёжь интересуется проблемами духовности, задумывается о них. С другой, - ценности, которые были названы, настораживают: высшее образование, профессионализм, известность, семья.

- А духовность? - интересуется у молодых людей автор фильма Н.В.Волкова, начальник отдела молодёжи и дополнительного образования Минобразования и по делам молодёжи РК.

- У молодёжи сейчас таких ценностей как "духовность" и "нравственность" просто нет, - ответили ей.

- А что такое духовность?

На этот вопрос Н.В.Волкова не сразу получила ответ. Он вызывал затруднение: лишь одна девушка неуверенно сказала:

- Это вера во что-то всевышнее, в себя, в свои возможности, внушение себе чего-то такого...

Комментарий Н.В.Волковой по поводу фильма носил также двойственный характер:

- Сначала мы пытались снимать людей на улице. Обращались к ним с подобными вопросами, но ответов не было. Ни одного. Молодёжь либо смеялась, либо терялась. Но многим интересно было узнать, что же такое "духовность" и "нравственность", и они в свою очередь обращались к нам: "А вы нам расскажите, пожалуйста, об этом".

Надо отметить, что конференция существенно оживила педагогическую общественность. Не каждый день можно услышать доклады философа, педагога, священника, председателя Георгиевского союза на одну и ту же тему. Кроме того, конференция выявила ряд проблем, которые впрямую к духовности отношения не имеют, но от этого остроты своей не теряют. Уж сколько было сказано и написано, например, о непомерной нагрузке учащихся! Ну и что? Когда школьников школы-гимназии № 30 спрашивали, что им сейчас надо для счастья, типичным ответом было - "поесть и отоспаться". Это ж до какой степени нужно замордовать интеллектуально развитых и творческих детей!

Об исследовании рассказала Н.Н.Ильина, кандидат наук, доцент КГПУ. Интересно было сравнить взгляды русских и французских школьников на свою будущую жизнь. Если наши соотечественники грезят всё больше о карьере, заработках, семье и развлечениях, то их зарубежные сверстники высказывают желания "лечить детей Африки", помогать "бедным и обездоленным". Это отрезвляет, ведь мы привыкли говорить о несокрушимой русской духовности, воспевать загадочную русскую душу, перед которой якобы преклоняется весь мир.

Дебаты вызвало выступление В.М.Пивоева, доктора философских наук, профессора, зав. кафедрой культурологии ПетрГУ. Глубокий, полный разнообразной исторической, философской, культурологической, этической информации доклад содержал утверждение о том, что культурный человек, помимо прочих качеств, должен обладать религиозностью и нравственностью. Острое, полемическое заявление о том, что "атеист - это воинствующий невежда, отрицающий то, чего не знает", вызвало в зале несогласие.

В.М.Пивоев призвал на помощь классика:

- Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что атеизм - вера пессимистическая, а религия - вера оптимистическая. Каждый выбирает сам. Я же думаю, что современный человек должен быть не атеистом, а агностиком и на вопрос "Есть Бог или нет?" отвечать "Не знаю".

Всех примирил иерей Геннадий Кузькин, настоятель Шуйского православного прихода, председатель карельского отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийская ассоциация родителей". Он заметил, что конференция всё же не богословская, и рассказал об объединении усилий Церкви и Школы в решении задач по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи.

- Главное, - заметил отец Геннадий, педагог с 18-летним стажем, - предотвращение наступления в школу зла.

Что же такое зло, с точки зрения православия, в данной ситуации? Это половое просвещение, которое усердно насаждается в школах не первый год. "Просвещение" такого рода, что даже взрослый краснеет.

- Учить надо целомудрию, тогда и технику объяснять не придётся, - сказал батюшка.

Кроме того, необходимо запретить ночные дискотеки хотя бы в школах. Они во многом способствуют распространению наркомании. Если вы не уверены в пагубном влиянии ночных дискотек на детей, то всмотритесь в их лица, когда в 6 утра они возвращаются домой после многочасового "развлечения". Это страшно.

В.П.Браун, председатель Георгиевского союза (г. Санкт-Петербург), выполнил культуртрегерскую миссию, познакомив собравшихся с историей Георгиевского креста, Георгиевского штандарта и Георгиевского знамени. Он рассказал о задачах общественных организаций по возрождению духовно-нравственных традиций служения Отечеству, а также поделился своими наблюдениями:

- Окраина - вот духовный центр России! В столицах - в Москве и Санкт-Петербурге - делят деньги, стреляются. А дух рода, дух дедушек и бабушек остался на окраине... А по поводу веры в Бога я вот что хотел сказать: Бога доказывать не надо. Он должен быть востребован. Человек должен понять: "Не могу я жить без Бога!"

Подытожила пленарное заседание В.В. Горшкова, зав. лабораторией философии образования взрослых Института образования взрослых РАО, доктор педагогических наук, профессор. (Санкт-Петербург). В своём докладе "Современные проблемы философии воспитания" она затронула вопросы о приоритетах воспитания в русле современной культуры. В.В.Горшкова выделила три направления в нравственном воспитании: становление нравственного сознания, нравственно-духовную деятельность и нравственно-духовную рефлексию. А также она заметила, что смысл воспитания в том, чтобы его (смысл) постигать.

При подведении итогов сожалели, что на работу проблемных групп было выделено мало времени. Но с другой стороны, любой аспект духовно-нравственного воспитания требует столько времени, что подчас и жизни человеческой не хватает.

Участники конференции "Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи" были едины в следующем: очень хорошо, что все мы собрались вместе, почерпнули много полезной информации, сказали друг другу правильные слова о духовности и нравственности, но главное - не это. Главное - вернуться на свои рабочие места и, как бы сложно ни приходилось, воплощать сказанное в жизнь.

Подпись к снимкам: Бал, панк-тусовка - всё смешалось в нашей жизни...

Фото Владимира Ларионова



Валентина КАЛАЧЁВА,,
аспирантка КГПУ


Редакция | Наш форум