logo 1/2002

ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ


ЕСЛИ РЕБЁНКА ОБИДЕЛИ...

... По всей квартире разносился требовательный и обиженный Пашкин звонок в дверь. Домашние поняли: у Паши опять что-то случилось в школе. Дверь открылась, и перед домочадцами предстал заплаканный Пашка, в распахнутой куртке, с волочащимся, как преданный пёс позади хозяина, портфелем. Пашка прошёл в прихожую ни на кого не глядя, разделся, бросил всё на пол и закрылся в своей комнате.

Обычно это говорило либо о том, что Пашка принёс "неуд", чаще же это было связано с началом очередных военных действий местного значения с соседом по парте Лёхой. "Господи! Началось! - тихо прошептала бабушка. - Обед снова придётся греть трижды, пока Пашка все-таки согласится покушать..."

Вот и ещё довольно распространённая проблема из связанных с адаптацией к школе: дети по парте очень плохо относятся друг к другу, что, естественно, мешает учебному процессу. Что же делать в этом случае? Не торопитесь бежать к педагогу и требовать, чтобы этого невыносимого соседа немедленно отсадили от вашего ребёнка. Здесь вы делаете медвежью услугу, прежде всего ему. Почему?

Во-первых, они всё равно будут существовать в одном классном пространстве, а значит, продолжат выяснения отношений на переменах и после уроков.

Во-вторых, если вы сможете научить ребёнка умению договариваться, то это качество будет огромным подспорьем вашему ребёнку в настоящей и будущей счастливой жизни. В-третьих, вполне возможно, что это зарождение настоящей мужской дружбы.

И, наконец, покажите ребёнку, какие вы умные, любящие. Для начала разберитесь во всём. А потом и решайте вместе с детьми, как выйти из этого положения.

Попросите ребёнка рассказать о том, что случилось. Пусть он объяснит вам, что же произошло, объяснив это тем, что вас самих при этом не было, поэтому вы просто не в курсе происшедшего.

Как ваш ребёнок видит и понимает ситуацию? Выслушайте его, никакой полемики, уточнений. Дайте ребёнку сбросить нервное напряжение, пусть выговорится, успокоится эмоционально. Ведь когда люди обижены, независимо от возраста, в них говорят эмоции. После этого спросите, что обидело ребёнка в словах, поведении соседа. Дальше очень важно быстро перекинуть мостик к такому же поведению со стороны, например, папы, брата, бабушки. "Скажи мне, сын, а если бы тебя так же обозвал папа? Ты бы очень обиделся?" Обычно такой ход просто настолько удивителен для малыша, что он уже забывает о соседе. Ему дают старый сценарий, но с новыми главными героями. Есть над чем задуматься. Даже разыграйте это в лицах. Большинство детей это просто рассмешит.

Теперь не менее ответственный шаг. Вы должны встретиться с родителями обидчика вашего ребёнка. Познакомьтесь друг с другом, может быть, посидите где-нибудь за чашечкой кофе, расскажите о своём чаде, они о своём. Самое главное взрослым найти те точки соприкосновения, которые могли бы быть интересными для обоих мальчишек. (Игры, книги, умения и т.д.) Пусть дети увидят, как дружелюбно общаются их родители, тогда и они начнут относиться друг к другу спокойнее.

Только не форсируйте события. Всё должно быть естественно, наберитесь терпения. И ещё обязательное условие - пусть основную программу разрабатывают дети, но вместе с вами. И не ищите виноватых, не ставьте в пример детям поведение других детей. Вы ведь друзья своим детям, а не ходячая энциклопедия правил и законов поведения.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум