logo 1/2003

Портрет и вокруг


ТРИ ВОЗРАСТА ЛЮБВИ... К СЛОВУ

В январе российская журналистика отмечает свое 300-летие. Не такая уж она "почтенная дама" - "вторая древнейшая"! А карельская журналистика и вовсе не прожила еще и сотни лет по большому счету. Ее расцвет пришелся на конец двадцатого века, когда появилось довольно большое для нашей республики новых количество средств массовой информации. Профессия журналиста стала в Карелии чуть ли ни одной из самых распространенных. А то, что сегодня делается в газетах, на телевидении и радио, создают люди не только разных убеждений, разных творческих школ, но и разных возрастов. Среди них есть имена, особенно мне близкие. И не только потому, что довелось работать с этими коллегами в разное время, но и потому, что у каждого из них я могла бы что-то взять на вооружение для себя и профессии в целом. Вот они - представители трех поколений карельской журналистики. Заслуженный журналист Карелии, заслуженный работник образования Карелии и Таджикистана Инна Полонская. Редактор газет "Комсомолец", "Карелия", "Последних известий" Карельского радио, журналист еженедельника "ТВР-панорама" Анна Кузнецова. Редактор информационной программы Радио "Точка!", собственный корреспондент журнала "Эксперт. Северо-Запад" Валерий Поташов.

Стиль Инны Полонской

В те времена, когда еще не знали компьютеров, диктофонов и цифровых камер, все, чем орудовал журналист, были блокнот да перо. В те времена на первом этаже здания на улице Титова, 3, где располагалась редакция молодежной газеты "Комсомолец", в отделе учащейся молодежи стояло огромное кресло. Кресло было удобным, но автор, утонувший в его недрах, с волнением ожидал своей участи, пока Инна Владимировна Полонская в свете зеленой настольной лампы тщательно изучала его рукопись. Она всю жизнь была близорукой, поэтому склонялась над самым листом так, что разглядеть выражение ее лица было невозможно - только нимб золотых кудряшек, совершавших движение вслед за носом от начала строчки до ее конца...

- Ну вот, я знаю, опять напишут о моей прическе! - улыбается Инна Владимировна.

Но что поделать, если Полонская всегда была примером безупречной женственности и... журналисткого мастерства. Некоторые ее ученицы унаследовали стиль Полонской не только в газетной строке - каблучки, укладка, взмах ресниц, сияние глаз и праздничность в наряде. Она всегда располагала к себе собеседника и даже героя критических публикаций умела обаять так, что он оставался скорее ее другом, чем врагом. Но дело здесь больше не во внешней привлекательности, а в объективности, к которой Инна Владимировна стремилась в каждой своей публикации.

Теперь ее фамилию редко можно встретить в газете. Но открою секрет: Полонская незримо с читателем. Дар литературного редактора не дает ей покоя. И наверное, нет такого издания в Петрозаводске, где бы она однажды не приложила свою руку к правке журналистских материалов. Она близорука, но не пропустит ни одной "блохи" на газетной полосе. Недавно Инна Владимировна отметила пятидесятилетний юбилей своей творческой деятельности.

Учениками Полонской могут себя считать радиожурналист Фаина Зарецкая, редактор газеты "Лицей" Наталья Мешкова, редактор еженедельника "Губерния" Лариса Жданова, руководитель пресс-службы Законодательного Собрания республики Надежда Акимова, редактор газеты "Карелия" Андрей Фарутин, еще несколько десятков карельских журналистов (пусть простят те, чьих имен я не называю!) - и автор этих строк.

В юности она мечтала стать врачом, но заповедь "не навреди!" с успехом стала применять в журналистике. Она собиралась поступать на юридический факультет, но стала защитником демократичных отношений между учителем и учеником в школе, когда об этом еще и не шло речи в средствах массовой информации. Она не знала давления цензуры, поскольку писала о детях, проблемах образования, и писала так, что придраться было просто не к чему.

- Сейчас у журналистов такая свобода, о которой мы могли только мечтать. Писать можно практически обо всем. И я не согласна, что свободы слова нет. Она есть. Вот только нужно уметь не путать ее с распущенностью, - говорит Полонская. - У журналиста должно быть достаточно внутренеей культуры для того, чтобы отвечать за все, что он написал! Потому что печатное слово должно быть точным!

Мобильность Анны Кузнецовой

Как-то она призналась, что когда ей исполнилось пятьдесят, то испугалась, что больше в жизни ничего не будет - только работа на радио до самой пенсии, где она в то время занимала должность старшего редактора "Последних известий". Молодежь на ее глазах уходила в другие средства массовой информации, не боясь менять свою жизнь. И Анна Павловна решилась. Два года, прошедшие с тех пор, оказалиь богатыми на события, которые привели ее в конце-концов в газету "ТВР-Панорама", где, по собственному признанию, она ощущает себя "свободным художником".

Работа в еженедельнике позволяет много путешествовать по Карелии. Вернувшись из Суоярви, Анна Кузнецова почти тут же отправляется в Олонец. "Ну, не городской я журналист!" - говорит она. Ей скучно читать отчеты коллег об одних и тех же пресс-конференциях, появляющиеся одновременно во всех средствах массовой информации. А в районах люди интереснее, между прочим, они не боятся микрофона и никогда не спросят: "А кто вас прислал?". Среди них встречаются самые настоящие философы и творцы.

- Иногда даже страшно становится: встречаешь настолько любопытного человека, что боишься, что не сможешь достойно о нем рассказать. У каждого своего собеседника чему-то учусь, даже если он моложе меня. Вот встретила одного единомышленника. Мужик в жизни все прошел: имеет два высших образования, мог бы жить в Германии, куда уехали все его родственники, был и руководителем на довольно высоком уровне, и сторожем, и безработным... Люди от таких жизненных коллизий обычно ломаются, а он - нет! Говорит: если что-то с тобой происходит плохое, не ищи виноватого. Остановись, подумай. Не всегда трагедия, даже самая страшная, означает, что жизнь кончилась. Много раз убеждался, что часто плохие события приводят к чему-то хорошему! А это так созвучно моим собственным мыслям оказалось. И вот сидим мы, говорим: "Да вы что?! А ведь и правда!". Расставался со словами: приезжайте - еще поговорим!

Из командировок Анна Павловна привозит "эксклюзив", которого так не хватает сегодняшним изданиям. В прежние времена, когда она еще не была "свободным художником" и отвечала за все, что происходило в республиканской молодежке "Комсомолец", считалось трагедией, если коллеги из партийной газеты успевали написать о чем-то раньше. Хоть материал с полосы снимай! Темы искали оригинальные и, как говорится, ближе к человеку. Но по прежним временам Анна Павловна не тоскует, потому что ведет ее по жизни азартный интерес "а что дальше?" и умение ценить людей.

- Кто-то говорит: "Ну и что из того, что стало больше средств массовой информации? Журналистов-то хороших больше не стало!". Но это не так. Сказать, что нет мастеров слова в газете "Губерния", например, - это значит покривить душой. Вот Наталья Владимирская, которую за острое перо, нет-нет, да и назовут за глаза "заразочкой". Да во времена Сенькина она со своей критической аналитикой была бы уважаемым человеком! А на карельском радио, по-моему, многих обошла молодая журналистка Марина Пелконен. Делает серьезные передачи на социальные темы. Может, не ерничает в эфире, острое словцо не употребляет, потому и не мелькает ее имя в светских хрониках... Нет, много хороших журналистов среди молодых. И идут они быстрее нас!

Среди новых имен появилась несколько лет назад и Мария Кузнецова. Кто-то сразу подметил: "Очень похоже на молодую Кузнецову в "Комсомольце"!". Анна Павловна даже обиделась: может, имели в виду, что стиль похож, а можно ведь понять, что мама за дочку пишет!

Но писать маме за Машу некогда! Кажется, она снова собирается в командировку.

Истина Валерия Поташова

Скупой, почти телеграфный стиль Валерия Поташова трудно спутать с чьим-то другим. Он принадлежит к плеяде тех молодых журналистов, для кого главным в творчестве становится обнаженный факт. Он успешно сотрудничает с российскими журналами и информационными агентствами. Он стал стипендиатом Баренц-пресс и вместе со шведским фотографом Эрландом Сегерстедтом подготовил серию очерков о жизни вепсов. Но в Карелии он более известен радиослушателям своим голосом - десять лет он отдал новостям сначала на карельском радио, а затем на радио "Точка!". Не будем нарушать традицию и в этот раз. Предоставим ему возможность самому высказаться у микрофона.

- В ранней юности я здорово "подсел" на детективную литературу Юлиана Семенова. В нескольких его романах фигурировал некий писатель Степанов , который копался во всевозможных хитросплетениях и интригах. Мне показалось это настолько интересным, что я стал связывать свое будущее именно с таким образом - писателя, журналиста, который пытается докопаться до истины. К 15-ти годам решение стать журналистом окрепло окончательно.

- А какие принципы в профессии ты считаешь для себя главными?

- Вспомню еще одну замечательную книгу - "84-й год". Один из героев Оруэлла сказал, что свобода - это "возможность сказать, что дважды два - четыре". Для меня это главный принцип в журналистике. Не рассуждать о природе чисел, не вдаваться в другие витиеватые теории, а сказать строго, четко и конкретно. При этом стараюсь максимально воздерживаться от каких бы-то ни было оценок, потому что слушатель, зритель, читатель способен сам сделать для себя выводы. Самой идеальной моделью существования журналиста в обществе считаю скандинавскую: в этих странах есть полная открытость доступа к информации. Поэтому меня раздражают всевозможные запреты, которые сейчас существуют у нас в стране, и которые, более того, создаются искусственно, в частности, в Карелии тоже.

- Как ты оцениваешь сегодняшнее состояние карельской журналистики?

- К сожалению, у нас практически нет той журналистики, о которой я говорил выше. Это касается не только Карелии, но и России в целом. Большинство журналистов за редким исключением обслуживают то или иное статусное лицо или бизнесмена. Они служат не истине, а интересам. Мне грустно смотреть на все это. Мне грустно, что в ушедшем году во время выборов мы повторили ошибки четырехлетней давности. Большинство моих коллег ударились в политику и - что самое поразительное! - с удовольствием признавались друг другу, какие гонорары они отхватили за написание заказных статей.

- Неужели для тебя не существует авторитетов в профессии?

- Почему же! Мне довелось познакомиться в Стокгольме с Эриком Фихтелиусом - автором многих знаменитых пособий, в том числе "Десяти заповедей журналистики". Этот человек во многом мне "промыл мозги". Так что вернулся домой я совершенно другим человеком. Он дал мне понять, что у журналиста совершенно особая миссия - донести до общества верную информацию, какой бы она ни была. И в этом деле на него преступно оказывать давление. В свое время Эрик Фихтелиус участвовал в развенчании мифа о "светлом политике" Улофе Палме. В свое время Улоф Пальме был причастен к незаконным поставкам оружия в одну из стран третьего мира. И журналист не побоялся сообщить об этом обществу, потому что посчитал эту информацию социально значимой. В данном случае он служил именно истине.

Журналистика - особая профессия. Как бы не были банальны слова о том, что

это скорее образ жизни общительного и любознательного человека, все-таки не

побоюсь их вспомнить, потому что в них истина. Все мои собеседники

признались, что не представляют себе иной жизни: однажды вступив на этот

путь, оставить его уже трудно. Остается, только отдаться навсегда этой

любви к печатному и эфирному слову, которой тоже все возрасты покорны.



Юлия УТЫШЕВА


Редакция | Наш форум