logo 10/2001


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛЫ ЖИВЫХ

В театральной Карелии есть Людмила Филипповна Живых. Её фамилия - псевдоним, данный самой судьбой, похлеще звонких имён героев классической драматургии. Она непререкаемый авторитет в театральных кругах: 40 лет(!) на сценах театров Петрозаводска; народная артистка России и Карелии; председатель СТД республики; секретарь СТД РФ, кавалер Ордена Почёта - всего и не перечислишь...

Но всё-таки главное её звание - Актриса...

...Характерный, с прищуром, проницательно-усмешливый взгляд, строгая скульптурность лица, энергичная, порывистая походка - она появляется в тесных кулуарах родного театра и вместе с ней входит ещё что-то, что отмечает, выделяет её, волей-неволей внушает некий трепет. В ней есть особого свойства сила, мощь, энергетический поток. На сцене она значительна, царственна: выразительность поз, жесты, как будто взятые крупным планом, высоко вскинутая голова, говорящие зоны молчания - сила трагической актрисы... Впрочем, нет, позвольте! Людмила Живых, скорее комедийная, эксцентричная актриса, легко отзывающаяся на любую творческую провокацию: глаз зажигается задорным молодым огнём и... сколько актёрского азарта, куража, темперамента!

И всё-таки главное свойство её дарования - способность создать характер, образ, стать другим человеком, с присущими только ему противоречиями, темпераментом, пластикой. Перевоплощение, "второй план" - так это, кажется, называется на профессиональном языке... Что это такое, как этого актёру добиться - всё это вещи таинственные, над которыми бьются не год и не два лучшие театральные педагоги и театроведческие умы.

- Перевоплощение? - спрашивает актриса. - Сложно ответить... Наверное, это дело, скорее, "ведов"... Я бы посмела сказать, что в первую очередь это разный способ мышления... Это когда, вроде бы, ты, а, вроде, и не ты... Это та грань, которую словами и не надо "разговаривать"... В душе всё время идёт какое-то накопление. Головой понимаешь, ЧТО надо, а вот КАК этого добиться?!... Потом - раз! Щелчок! И вдруг и руки мои - и не мои, и ноги, и походка... И роль становится родной, приходит долгожданная свобода.

В сегодняшнем репертуаре Государственного молодёжного театра РК "Творческая мастерская" - семь спектаклей с участием Людмилы Филипповны Живых. Вот энергичная, непохожая на окружающих, миссис Сэвидж из спектакля "Странная миссис Сэвидж". Эту роль Людмиле Филипповне довелось сыграть дважды... с разрывом в 30 лет!... Или её мудрая, жизнелюбивая Мод из спектакля "Гарольд и Мод", спектакля о любви, о духовной близости, возникшей между 80-летней женщиной и юношей из аристократической семьи... Людмила Филипповна признаётся, что любит эту роль, дорожит партнёрством с интересным актёром Дмитрием Максимовым. Или её Капа Гущина из спектакля "Вдовий пароход", рассказывающего об обитателях коммунальной квартиры времён военных и послевоенных. Её простая городская баба "из деревенских" ох как непроста! В Капе сочетается монашеский облик со склочностью коммунальной заправилы, зоркость, жизненная проницательность и народный, едкий юмор - эдакий городской дед Щукарь в юбке...

Но есть среди этих работ целых три спектакля особого свойства - на двоих актёров. Это высший пилотаж в актёрской профессии: здесь он ничем не защищён, ему не за что спрятаться. На такой бой со зрительным залом способны только поистине большие актёры - иначе спектаклю не выжить. "Княжны" и "Спокойной ночи, мама!" - спектакли, живущие на сцене уже около 10 лет!

Спектакль "Княжны" по пьесе советского драматурга Александра Мишарина возник в "Творческой мастерской" в 1988 году и создавался как совместная работа с давнишним партнёром Людмилы Живых заслуженной артисткой России и Карелии Еленой Бычковой, которая и режиссировала постановку.

На сцене две очень пожилые, одинокие женщины, сестры княжеского происхождения, на долю которых выпало пережить бурные годы революций, войн, репрессий... Одна из них Даша, героиня Л.Живых, - в прошлом грозная "наездница" революции, которая в пылу погони за лозунгами дня безжалостно растоптала всё самое сокровенное: и любовь, и семью, и материнство... Её Даша так нелепа и трогательна в своей надвинутой на брови беретке, старых кроссовках и продувном пиджачке...Но в этой заброшенной старухе всё ещё тлеет былая сила и выправка революционной "богини": миг - и распрямилась спина, и грозно загрохотал голос, и пламенем сверкнули минуту назад ещё заискивающие глаза...

Этот спектакль, уже возобновлённый, в сентябре минувшего года был показан в Петрозаводске на III Международном фестивале камерных спектаклей "Ламбушка", получил дипломы и высокую оценку, данную жюри мастерству актрис. Некоторое время спустя в Москве я стала невольным свидетелем разговора между двумя театральными критиками. Один из них, видевший спектакль, упоённо рассказывал другому: "Понимаешь, просто выходят две прекрасные актрисы и вот так вот, запросто, играют... всю историю нашей страны! Понимаешь?! Взяли и сыграли всю нашу историю!"...

У спектакля "Спокойной ночи, мама!" по пьесе американского драматурга Марши Норман в постановке Ивана Петрова в чем-то схожая судьба: родившись в 1993 году, спектакль тоже был возобновлён и триумфально прошёл по фестивалям в Белой Веже (Белоруссия) и в Санкт-Петербурге уже в самом конце 90-х годов. Пьеса эта - психологический этюд об очень непростых взаимоотношениях между матерью и дочерью, о предельном конфликте их жизненных правд, который заканчивается трагически - смертью дочери. У Л.Живых Тельма - человек сильный, цельный, эгоистичный, даже эгоцентричный, но она искренне любит свою дочь. Л.Живых играет трагедию несовместимости правды матери с правдой дочери, когда можно ПОНЯТЬ другого, близкого тебе человека, но ПРИНЯТЬ логику этой жизни сердцем - НИКОГДА... Тельма Гейтс Людмилы Живых - фигура трагическая, мощная и, в определённой мере, оправданная актрисой.

Роли, роли... Бесконечное кружение репетиций, спектаклей, концертов... За этим непрекращающимся движением незаметно подкрадываются такие весомые даты, что волей-неволей задумываешься о вещах итоговых: в чём счастье актёра, что такое состоявшаяся актёрская судьба... Наверное, коренная москвичка, вахтанговка, Людмила Живых, актриса такого масштаба и дарования, могла бы прожить иную сценическую (и кинематографическую!) жизнь, оставшись в родной Москве.

Людмила Живых ещё в самом начале 60-х приехала в Карелию, вслед за мужем, Юрием Александровичем Зайончковским, получившим тогда предложение возглавить местную студию художественного вещания ТV. Это был выдающийся телевизионный режиссёр, с именем которого связан яркий период в жизни карельского телевидения. Для Людмилы Филипповны Юрий Александрович был очень многим: мужем, другом, единомышленником, профессионалом, тонко чувствующим её актёрскую индивидуальность. Да просто всем, чем определяется такое редкое и такое драгоценное понятие как человеческое счастье... 12 лет Юрия Александровича нет среди нас....

В сегодняшнем репертуаре актрисы есть спектакль по пьесе Артура Миллера "Я ничего не помню" (режиссура Елены Бычковой). Героиня Л.Живых - Леонора - пожилая женщина, пережившая долгую, счастливую любовь. И сейчас, на закате лет, воспоминания о любви - та сила, которая способна возродить жизнь в отчаявшейся и уставшей Леоноре. Людмила Филипповна говорит, что не может сколь-нибудь объективно оценивать этот спектакль, эту работу, потому что как к роли, собственно, к ней и не относится. Для актрисы этот час с небольшим сценического времени - просто отрезок жизни, что-то очень сокровенное и дорогое...

...Тогда же, в начале 60-х, на сцене Русского драмтеатра Петрозаводска произошла встреча Людмилы Живых с режиссёром Иваном Петровичем Петровым, тоже народным артистом, лауреатом Госпремии Литвы, заслуженным деятелем искусств России и Карелии, главным режиссёром театра "Творческая мастерская".

Людмила Филипповна вспоминает, что именно спектакли Ивана Петрова тех лет - "Трёхгрошовая опера", "Ищу правую руку", "Последние" - сыграли огромную роль в том, что Л.Живых почувствовала себя на своём месте в театральной Карелии, ощутила желание работать здесь, сроднилась с этой землёй и полюбила её.

Потом были долгие годы работы с другими режиссёрами; судьба развела И.Петрова и Л.Живых по разным городам: Иван Петров на целых 20 лет уехал из Карелии.

Их новая встреча, которая длится уже более 10 лет, - плодотворный период в совместной работе двух художников: достаточно вспомнить уже упоминавшиеся здесь спектакли "Спокойной ночи, мама", "Гарольд и Мод", "Вдовий пароход". Но есть в истории этих творческих взаимоотношений страница, которая сейчас уже во многом превратилась в театральную легенду Карелии - это работа Л.Живых в спектакле Ивана Петрова 88-го года "Плаха".

"Плахой" официально открывался новый драматический театр в городе - "Творческая мастерская". С этим спектаклем возвращался в Карелию режиссёр Иван Петров после долгого отсутствия, и ему важно было заявить о себе сегодняшнем. И ещё одно: время, в которое создавалась "Плаха", - период востребованной правды после долгих десятилетий умолчания, полунамёков и лжи; время больших перемен в стране и переоценки ценностей. В самом романе Чингиза Айтматова заключалось провидческое предчувствие сегодняшнего разгула звериных законов в жизни людей, утраты человеческого в человеке. Этому звериному миру людей противостоял мир естественный, природный, гармоничный. Воплощением его в спектакле стал образ волчицы Акбары, которую незабываемо играла Людмила Живых. Её Акбара была центральным нервом, камертоном спектакля. Именно она несла в себе боль поруганной природы, погибающей от рук людей. Это был образ, созданный актрисой с помощью крупных, трагедийных мазков, центральная фигура в композиции спектакля, обладающая настоящей силой завораживающего воздействия на зрительный зал.

Этой этапной работе предшествовал особый, уникальный момент в творческой биографии Людмилы Живых, который удаётся пережить немногим. Я имею в виду историю зарождения, возникновения нового театра - "Творческой мастерской", свидетелем и непосредственным участником которого была Л.Ф.Живых.

Фактическая сторона хорошо известна тем, кто следит за театральной жизнью Карелии: февраль 1985 года - спектакль "Завтра была война", подготовленный силами группы актёров театра Русской драмы под крышей СТД. Огромный, ошеломляющий успех этой работы... Потом новые постановки, ещё, ещё... И с осени 1988 года - очевидный факт: рождение пятого профессионального театра в Петрозаводске.

В начале перестройки актёров объединила вокруг повести Бориса Васильева жажда честного, откровенного разговора со зрителем; стремление воплотить новый подход к творчеству, во главе которого не казённая схема, а живое, сердечное, товарищеское отношение друг к другу. Московский критик потом скажет полушутя-полусерьёзно актёрам-авторам спектакля: "Так это с вас началась перестройка!.."

Актёру, познавшему тот высший пик духовного, эмоционального подъема, бывает совсем непросто смириться с неизбежно наступающими затем буднями жизни театра; непросто найти своё место в меняющейся вместе со стремительным временем атмосфере коллектива, в который вливаются всё новые, новые поколения актёров.

Но мне кажется, что зритель и сегодня так преданно любит "Творческую мастерскую" именно потому, что безошибочно чувствует живую закваску этого театра, присущий ему неформальный, творческий дух актёрского товарищества. В труппе "Творческой мастерской" есть две самые, пожалуй, важные составляющие успеха: рождённая студийностью ансамблевость, чувство партнёра при наличии многих ярких, интересных, сильных актёрских индивидуальностей разных поколений.

Как определить роль народной артистки России и Карелии Людмилы Филипповны Живых в жизни "Творческой мастерской"? Трудно найти точное слово... Знаю только, что эта роль непосредственно связана с такими загадочными и фундаментальными понятиями в этой профессии, как "мастерство актёра" и с возможностью, вероятностью самого факта передачи секретов мастерства "по наследству" - коллеге, партнеру, наконец, молодому, начинающему актёру.

Как это происходит? И всегда ли осознают это сами актёры?.. Просто есть ткань спектакля, его живое естество, а за ним, наверное, опять всё та же грань, которую "...и ...словами и не надо разговаривать..."



Анна ФАДЕЕВА


Редакция | Наш форум