logo 10/2003

Портрет и вокруг


Артистка, спортсменка, военрук


Анна Семеновна Патрушичева - сельская учительница, 40-е годы

В 30-е - 40-е годы учитель не только уроки давал - он был талантлив во всем

Анна Семеновна ПАТРУШИЧЕВА около 40 лет работала в школ учительницей начальных классов. Всякое случалось в её жизни - проверяла тетрадки при лучине, бегала лыжные кроссы без лыж и даже командовала парадом!

Свои воспоминания Анна Семёновна Патрушичева, заслуженный учитель Карелии, приурочила к Дню учителя.

Ровесница своих учеников

После окончания Вытегорского педагогического училища в 1938 году меня направили учительницей начальных классов в Ковжинский район Вологодской области, в Чернослободскую неполную среднюю школу.

В сельсовете меня уже ждали и встретили хорошо, сразу привели на квартиру, в которой было всего две комнаты. Семья состояла из пяти человек. Все они жили в одной комнате, в другой - я и моя коллега. Было тесно, но благодаря доброжелательности хозяев жили дружно.

В первый же день мы пришли на колхозный субботник. Рядом с нами работал молодой человек. Спрашиваю: "Где вы работаете?" А он отвечает: "Я учусь". - "В каком классе?" - "В седьмом". Мне стало страшновато. Мы, молодые учительницы, были только на три года старше его! В те годы было много переростков, и в моём четвертом классе был ученик всего на один год младше меня.

Но страх и волнение насчет возраста воспитанников с первых же дней покинули меня. Я уверенно чувствовала себя во всех классах. Дисциплина была хорошая, работа ладилась. Кроме занятий в школе, активно участвовала в общественной работе, участвовала в ликвидации неграмотности среди взрослых.

Неграмотных было много, особенно женщин. Всё свободное время я обучала четырех женщин. Вначале они не знали ни одной буквы, а после окончания нашего ликбеза научились без ошибок писать свои имя, отчество и фамилию. В то время это был большой успех.

Частушки про кавалерию

В 1942 году меня перевели в Харитоновскую начальную школу Низовского сельсовета, заведующей школой и учительницей. Мы с коллегой - тоже учительницей начальных классов Анной Быковой - жили на квартире у пожилых людей, бабушки и дедушки. Они относились к нам, как к дочкам. Мы давали им деньги, и они нас кормили. Дедушка ловил рыбу, с питанием было хорошо. Старики очень беспокоились и заботились о нас.

В то время в сельсовете никакой культурно-массовой работы не проводилось. Всего за год нам, молодым учительницам, удалось увлечь молодёжь и организовать художественную самодеятельность. Все сельчане с удовольствием посещали наши концерты, спектакли.

В концертах и я выступала. Как-то надо было петь частушки от лица юноши и девушки. Поскольку местный парень был поменьше меня ростом, мы решили так: он будет петь за девушку, а я за парня. Соответственно его нарядили в женскую одежду: платье, косички с бантиком, туфли на каблуках, а меня - в мужскую. И я спела такую частушку:

Сроду песни не певал я,

Как теперь не запоёшь,

Мне комиссия сказала:

В кавалерию пойдёшь!

Частушка эта имела большой успех: в то время парни горели желанием пойти в армию, да ещё и в кавалерию!

Бегом за нормой ГТО

Много занимались мы также физическим воспитанием и спортом. Устраивали соревнования, готовились к сдаче норм на значки БГТО (будь готов к труду и обороне) и ГТО (готов к труду и обороне). В соревнованиях мы сами, конечно, обязаны были показать пример.

Однажды надо было пробежать на лыжах 12 километров от одного сельсовета до другого. Лыж у нас не было, однако дистанцию все равно следовало преодолеть. Я бежала быстро, и Анна Быкова не успевала за мной. Она умоляла: "Анюта, любушка, не беги так быстро!". Я прекрасно понимала, что ей будет неудобно, если она прибежит позднее меня. Поэтому тормозила, и к финиша мы достигли одновременно.

После таких кроссов неделю невозможно было перешагивать через порог - не поднимались ноги! Приходилось двумя руками сначала поднимать одну ногу, а потом другую. Но никакие трудности не пугали нас.

Письмо с фронта

Война ещё не окончилась. Однажды дивизия из Сибири, направлявшаяся на фронт, остановилась у нас на отдых. Сельсовет распределил солдат и командиров по квартирам. К нашим хозяевам поселили командира дивизии и политрука. Фамилию комдива не помню, а политрук был Терехов, родом из города Сталино. Оба были очень доброжелательными людьми. Угощали нас лакомствами, так я впервые попробовала сгущенное молоко.

Как-то случился такой эпизод. После уроков я осталась на собрание, где была избрана секретарём. Значит, надо было написать протокол. Пришла домой, а командир предлагает нам поиграть в домино. Мне было некогда, говорю: "Извините, но я не могу принять участие в игре, так как надо написать прОтокол собрания". А командир отвечает: "Милая девушка, не прОтокол, а протокОл".

Как же мне стало стыдно! На всю жизнь запомнила правильное ударение. На командира я не в обиде, наоборот, поблагодарила его. Запомнила, что замечание он сделал в тактичной форме. Впоследствии я старалась тоже доброжелательно общаться с учениками, их родителями и вообще со всеми. В жизни всегда старалась брать хорошие примеры, а плохие отвергать.

Через несколько дней дивизия отправилась на фронт. Бабушка и дедушка очень полюбили наших постояльцев и попросили командира и политрука написать с фронта письмо. Мы присоединились к просьбе. Комдив и политрук обещали написать. Ежедневно мы все вчетвером ждали письма. И вот, наконец, получаем письмо, в которое вложена фронтовая газета. В ней читаем, что командир дивизии во время боя скомандовал: "В бой за Родину, вперёд!" Во время этого боя он погиб. Мы все вчетвером очень переживали, даже плакали, что такой хороший человек погиб.

Сколько замечательных людей погибло в борьбе с проклятым фашизмом!

Товарищ военрук

В 1943 году меня перевели учительницей русского языка и литературы в Кемскую неполную среднюю школу того же Ковжинского района. Поехала вместе с мамой. Ехать приходилось долго, лошадь устала, и по дороге приходилось её кормить. Наконец, приехали. Подъехали прямо к школе. Заходим, а нас никто не встречает. Только одна девушка топит печку, чтобы в классах было тепло. Она сказала, что учится в этой школе в седьмом классе. Мне опять стало страшновато - я должна учить такую высокую девушку!

Работать здесь пришлось в чрезвычайно трудных условиях. Вечерами приходилось готовиться к урокам и проверять тетради почти всё время при лучине, в лучшем случае при свечах.

Что такое лучина, многие теперь даже и не представляют. Лучину надо было нащипать от полена, высушить, а потом зажечь огонёк. Поработаешь два-три часа при таком огоньке, и копоть оседает не только на одежде, но и на лице, голове. Посмотришь в зеркало и не узнаешь себя: под носом всё чёрное от копоти, как будто усы выросли. Это полбеды - ведь копотью дышать приходилось!

Директор устроил на квартиру рядом со школой. Я познакомилась с расписанием уроков и принялась за работу. Тут же неожиданность: меня назначают работать ещё и военруком школы! Дело в том, что военрук-мужчина ушёл на фронт. В августе меня направили в счёт отпуска на учебно-методический сбор по 150-часовой программе. Такой же сбор, но уже по 120-часовой программе, проходил и в 1944 году. На сборах была настоящая военная дисциплина, ночные тревоги. Но мне работать военруком очень понравилась. Мы изучали на уроках винтовку, противогазы, военные игры на местности и многое другое.

В революционные праздники все жители села приходили к школе. Парадом командовала я, девчонка. Могу откровенно сказать: с дисциплиной проблем у меня не было, и дети с удовольствием учились военному делу.

Как спасались от голода

В то время именно в этом сельсовете было плохо с питанием, приходилось помогать колхозникам в сельхозработах: вместо лошади тянули плуг, чтобы вспахать землю на огороде. Запряжём два-три человека и тянем. Таким же способом возили сено на санях. На дровни складывали сено, а мы, человека два-три, везем такой высокий воз. За это потом накормят нас обедом. Весной выкапывали с огородов и полей старую картошку, которая оставалась незамеченной во время осенней страды. Конечно, тяжело, но что поделаешь? Мы в уныние не впадали, понимали - все трудности из-за проклятой войны.

Со мной жила мама. Самое голодное время для меня было в тот год. Есть приходилось разную траву, рыбные кости - сушили их, а потом толкли и ели. Во время каникул я отправилась в город Каргополь Архангельской области, чтобы выменять папин костюм, который мама сохранила после его смерти, на хлеб. Шли мы с одной женщиной и день, и ночь, везли санки с вещами. Очень устали, да и страшно было в незнакомом месте, боялись. Шли и мечтали поскорей выменять буханку хлеба и поесть. Папин костюм спас на какое-то время нас от голода.

И вот долгожданная весть: пришла телефонограмма о том, что закончилась война. Сразу все люди пришли к сельсовету, радовались, плакали от счастья. Трудно даже описать, как всё было...

Теперь вспоминаешь, как приходилось работать, какое надо было иметь мужество, чтобы работать на совесть. И все-таки на первом месте всегда была работа.

После войны Анна Семеновна работала инструктором райкома партии. С 1948 года преподавала в школах Петрозаводска: во 2-й семилетней на Перевалке, в 24-й, 40-й (ныне 36-й). Всегда имела общественные обязанности. В 1974 году вышла на пенсию. Сейчас помогает внукам и правнукам в учёбе и работе.

Вспоминая свою жизнь в школе, Анна Семеновна говорит, что любила всех своих учеников, но одновременно была к ним требовательна. Считает, что все они стали хорошими людьми. Большую работу неизменно проводила с родителями. Анна Семеновна любит ходить на встречи своих учеников - на них она всегда получает заряд бодрости. В декабре этого года ей исполнится 85 лет.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум