logo 10/2001


Мы не хуже любого из маленьких городков Германии...

Начинается новый концертный сезон. Какие-то абонементы и отдельные события обещают быть интересными. Но одного из самых привлекательных абонементов мы, кажется, лишимся. Я имею в виду авторский цикл Рувима Островского "Камерные собрания". Начавшись в минувшем сезоне, он должен был иметь продолжение, но - увы...

Творческая деятельность Островского давно стала неотъемлемой частью музыкальной жизни республики. Он приехал в Карелию более десяти лет назад как преподаватель консерватории по классу специального фортепиано и на этом поприще сделал уже очень много, воспитав множество пианистов. А трое из них стали лауреатами Международных конкурсов: Александр Онькин, Сергей Саратовский и Матвей Бакалин. Педагогическая сфера деятельности Островского заслуженно получила международный резонанс и нынче летом он был приглашен в качестве профессора на мастер-классы Зальцбургского фестиваля (Австрия).

При всей важности и результативности педагогического дела, наверное, еще более значительна исполнительская деятельность пианиста, которая от года к году становится более масштабной. Начавшись с сольных программ, она перекинулась на ансамблевое исполнительство в разных вариантах, игру с оркестром. Как яркого музыканта Островского знают не только в республике и различных городах России, но и за рубежом - в Австрии, Дании, Германии, Канаде, Югославии.

Исполнительская манера Островского привлекает многими, порой полярными качествами. В ней есть беспредельная эмоциональность и открытость, соединяющая доверительную простоту с тонким лиризмом, и глубина мысли, и драматическая сила потрясений, и грандиозный масштаб свершений. В избираемом репертуаре он не ходит проторенными тропами.

Как в фокусе особенности исполнительской деятельности музыканта отразил его авторский филармонический абонемент "Камерные собрания". В последние годы концертная жизнь столицы Карелии заметно изменилась, она стала более разнообразной. Но, к сожалению, направленность ее нередко приобретает чисто развлекательный характер, бацилла шоуизации настигла и нас. В этой обстановке сохранение лучших концертных традиций с высокой художественной планкой - дело непростое, хлопотное и требующее всяческих затрат - творческих, нервных, финансовых, наконец.

Островский предложил весьма нестандартный проект из пяти камерных программ. В интервью он объяснял: "Идея абонемента - заполнить вакуум, который, на мой взгляд, существует в концертной жизни нашего города: после осеннего фестиваля "Дни камерной музыки" в течение всего сезона основное внимание филармонии сосредоточено на симфонических концертах и на лекторийной работе. Конечно, симфоническая литература прекрасна, богата. Но это лишь один раздел мирового музыкального наследия. Серьезных же камерных программ, которые поднимали бы нас до настоящего европейского уровня, чего мне очень хочется, почти не услышишь. А чем мы хуже, скажем, любого из маленьких городков Германии...".

Программы концертов Островский выстроил по-разному, но в большинстве их них, как правило, есть тема. В первом таковой стало соединение произведений композиторов московской школы рубежа XIX-XX веков - Чайковского, Танеева, Метнера. Рахманинова. Во втором изящно преломилась идея танца и прозвучали Третья английская сюита Баха, "Eine Kleine" Менуэт Моцарта, его же Девять вариаций на тему Дюпора, "Бергамасская сюита" Дебюсси, Три мазурки ор.56 и Полонез ор.53 Шопена. Совершенно замечательно прозвучала, в частности, баховская сюита. Постоянно общаясь с музыкой великого кантора, Островский нашел к ней свой ключ.

Центральным в прямом и переносном значениях событием "Камерных собраний" стал третий концерт с участием Архангельского государственного камерного оркестра. Программа концерта, включившая, помимо музыки Моцарта, Четыре темперамента Хиндемита и Концерт D-dur для струнного оркестра Стравинского, - явление редкое на нашей эстраде. Не исключено, что оба произведения вообще впервые прозвучали в Петрозаводске. Творческое взаимопонимание солиста и дирижера В.Онуфриева, исполнение, к которому можно предъявить "гамбургский счет", сделали этот концерт одним из главных музыкальных событий сезона.

Четвертый концерт был посвящен музыке в четырехручном исполнении. Партнером Островского в четвертом концерте стала наша соотечественница из Австрии Надежда Рубаненко. Их содружество сложилось на австрийской почве, и, может быть, не случайно в этот вечер звучала только музыка Моцарта и Шуберта. В программу концерта были включены два последних четырехручных сочинения Моцарта - Вариации G-dur (1786) и Соната C-dur (1787) и два произведения Шуберта 1818 года - Большая соната B-dur и Вариации на оригинальную тему B-dur. Музыканты знают, каким сложным художественным целым становится ансамбль, как трудно подчинить свое "я" воле партнера и в то же время сохранить индивидуальность. В данном случае это получилось.

В завершающем цикла "Камерных собраний" вечере принял участие квартет имени Прокофьева - ансамбль высочайшего класса, а поэтому исполнение Квинтета было просто обречено на успех. Кроме Квинтета Шостаковича, в программу были включены Первый квартет Чайковского и Второй квартет Рахманинова. Так протянулась тематическая арка от первого концерта абонемента к последнему, представившая отечественную музыку.

Особую часть любой концертной программы Рувима Островского составляют его вступительные слова. По сути он первым среди карельских исполнителей ввел практику предварения своих концертов собственным вступительным словом. Как говорит он сам, "сейчас публике это нужно... слово облегчает аудитории контакт с музыкой, особенно с той, что не так уж хорошо знакома, и настраивает на более адекватное ее восприятие". Его доверительный тон, искреннее желание помочь своим молчаливым собеседникам разобраться во всем, помимо музыки влечет к нему людей и с каждым концертом расширяет его аудиторию.

Конечно, первый сезон абонемента только обыгрывал идею, масштаб которой требует продолжения, тем более, что слушатели ждут его. Но продолжения пока не будет. Свой отказ от абонемента пианист объясняет одной причиной - в Петрозаводске сейчас есть только один качественный рояль, Стейнвей, стоящий в Музыкальном театре и недоступный для большинства концертов, игра на остальных инструментах стoит музыканту таких терзаний, перекрыть которые не может даже успех предприятия и сознание творческого долга. Кто-то сочтет это позой, но истинные музыканты и ценители поймут и не осудят. Островский не отказывается от исполнительской деятельности вовсе, без нее он не мыслит свое существование, но взвалить на себя ответственность за абонемент в такой ситуации он не может. Что ж, остается ждать. У Министерства культуры республики сейчас нет средств на покупку нового рояля. Может быть, бизнесмены по сусекам поскребут? Иначе ситуация может обернуться невосполнимыми потерями.



Наталия Гродницкая


Редакция | Наш форум