logo 10/2002

Портрет и вокруг


Звездин - имя звездное

20 октября исполняется 80 лет Сергею Петровичу Звездину, основателю Музыкального театра

Ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник РСФСР и КАССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, Знак Почёта, награждённый 15 медалями. С именем Сергея Петровича Звездина связано становление и самый яркий, плодотворный период истории Музыкального театра Карелии. Он был первым его директором, одним из создателей театрального дела в нашей республике. Подвижник, работающий без устали, он отдал театру весь свой талант организатора, мудрость человека, чувствующего искусство всей душой. Его знает вся театральная Россия.

ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ

Родился Звездин в деревне Мегрега Олонецкого района. Детство было тяжёлое, очень рано начал работать. Тогда была такая повинность: для строительства грунтовой дороги возили песок, и двенадцатилетний мальчишка сам грузил полную телегу и привозил на дорогу. И так целый день. В школу ходил за три километра, волков не боялся. Зимой в одной рубашонке, с книжками под мышкой. В распутицу разрешали ночевать в школе, прямо на парте в классе. Летом работали на усадьбе при школе, за это полагался обед, который сами и готовили. Сергею за хорошую работу дали отрез из чёртовой кожи, пуговицы, нитки для пошива брюк.

Он рос мальчиком смышлёным и трудолюбивым, в колхозе его хотели сделать счетоводом, секретарём, но он отказывался: "Лучше работать буду". В12 лет поступил в техникум на ветеринарное отделение, но чувствовал тягу к искусству. Ещё школьником увлёкся самодеятельностью. В Мегрегской школе перевёл на карельский язык "Семеро братьев" Алексиса Киви. Сами сшили костюмы, сделали реквизит, поставили спектакль и ходили с ним по окрестным деревням и посёлкам. Уже начав учиться в техникуме, вдруг почувствовал, что не его это дело, не по душе оно.

В Петрозаводск тогда приехала комиссия за дополнительным набором на карельский курс. Профессор В.В. Сладкопевцев и главный режиссёр русского театра Н.Н. Галин, проэкзаменовав пятнадцатилетнего юношу, приняли его на актёрский факультет Ленинградского театрального института. И с 1937 года началась студенческая жизнь Сергея Звездина. Сначала в Петрозаводской студии, где преподавали Н.Н.Галин, О.И. Альшиц, приезжавшая из Ленинграда, а затем в Питере на знаменитой Моховой 34, где находился театральный институт. У многих студентов не было среднего образования, и наряду со специальными предметами в институте преподавали физику, математику.

Курс взял Борис Михайлович Сушкевич, в прошлом директор, режиссёр Пушкинского театр и актёр (учился у Станиславского). Мастер был великий. После второго курса для экзамена взяли сцену из "Леса" Островского. Аркашка - Саша Суслов, Несчастливцев - Сергей Звездин. Надо сказать, в Пушкинский театр для студентов был вход свободный, и они вечерами пропадали там, созерцая с галёрки великих мастеров сцены: Кочергину-Александровскую, Черкасова, Симонова, Меркурьева, Юрьева. И ребята повторили на экзамене то, что видели в Пушкинском.

Сергей Петрович вспоминает:

- Сушкевич сидит, смотрит диалог - а все знали, если чешет затылок - значит, неважно, - потом говорит: "Ну, ребята, Суслов, Звездин, вы очень здорово играли. Если вы так будете играть через 10-15 лет в театре, вам цены не будет (а сам затылок чешет). Вы всё сейчас сделали хорошо, но запомните: нужно не взять где-то там подсмотренное, а вложить в дело, которому служите, всё своё сердце! Правда! Без правды нет и человека".

Этот завет Сергей Петрович проносит через всю свою жизнь.

ВОЙНА

Когда началась война, Сергей окончил третий курс театрального института. Сразу же записался добровольцем в народное ополчение. Хотел в партизаны - не взяли. А 2 сентября 1941 года пришла повестка явиться на Конюшенную площадь. Надел "баллоны" (ботинки с обмотками) и с миномётным расчётом пошёл защищать Ленинград. Среди 29 его наград есть особо ценная - "За оборону Ленинграда".

Первое ранение получил в руку (пальцы три года не двигались) и попал в госпиталь, который находился в Герценовском институте. Не было ничего страшнее голода - у Сергея Петровича стоят слёзы в глазах, когда он об этом говорит. Многие его однокурсники, в большинстве своём мальчики, умерли, девушки оказались сильнее, выживали. На день давали 75 граммов сухарей, если их не было, то хлеб (с землёй) 120 граммов и похлёбку.

В январе 1942 года, когда Сергей поправился, Ленинград был в плотном кольце блокады. Началась эвакуация. По железной дороге до Ладоги, по "дороге жизни" на машинах, потом снова в товарных вагонах до Вологды. И всё это время - непрерывные бомбёжки. В Вологде, впервые за три месяца дороги, эвакуированные попали в баню. Какая это была радость, какое наслаждение! Сергей Петрович всю свою жизнь - заядлый парильщик.

УРАЛ

Конечным пунктом эвакуации был город Коркино, в 50 километрах от Челябинска. Здесь впервые и начали проявляться недюжинные организаторские способности Сергея Звездина. Сначала он был командиром отделения, затем начальником строительной колонны, состоявшей из русских немцев. Строили бараки для жилья, клуб, столовую, целый городок. Работали хорошо, даже стахановские талоны получали.

Много замечательных людей встретилось Звездину в тот уральский период его жизни. Одним из них был управляющий строительным трестом Леонид Иванович Маслов, который увидел в молодом человеке деловую хватку, огромную работоспособность и ответственность. Он и назначил его начальником управления строительства новых шахт - стране нужен был уголь. Порученную Звездину 29-ю наклонную шахту нужно было сдать в кратчайшие сроки.

Строили круглосуточно, поэтому жил там, где работал. Была у него "избушка на курьих ножках", где проводил планёрки, встречался с людьми, там и ночевал, домой идти было некогда. 22-летнего руководителя уважали, он всегда находил общий язык с людьми, имел особый подход к каждому. За этот труд ему дали 3 тысячи рублей премии, отпуск, и поехал он в родной Олонец.

По дороге остановился в Ленинграде, зашёл в институт, встретился с директором Н.Е.Серебряковым, тот помнил способного студента и предложил завершить прерванное войной образование. Решение учиться дальше окрепло после того, как будучи в Олонце познакомился с артистами Финского драматического театра, директором И. Киуру. Почувствовал, что сможет что-то сделать для карельского театра.

После войны вышло постановление Совета Министров об освобождении не окончивших учёбу от всех работ, так что нужно было только съездить в Коркино и взять расчёт. Маслов очень сожалел о том, что Звездин уходит, говорил: "Что ты делаешь. Ты же создан быть руководителем. Куда ты пошёл?" Но Сергей Петрович твёрдо решил возвратиться к своему призванию - театру.

Прежней мастерской уже не было, он попал к корифеям русской сцены Николаю Евгеньевичу Серебрякову и Василию Васильевичу Меркурьеву. Через полтора года он уже работал в Финском драматическом театре, находившемся тогда в Олонце.

ТЕАТР

С самых первых шагов в театре Сергей Петрович очень много играл в спектаклях классического и национального репертуара, даже в водевилях. Но кроме актёрских, он исполнял и администраторские обязанности, был зам. директора театра. И. Киуру в то время много болел, и Звездину приходилось работать и за директора.

Два года прошли незаметно, война закончилась, и встал вопрос о переводе Финского театра в Петрозаводск. Дело это было довольно дорогое, требовалось два миллиона рублей. В то время председателем Совета Министров был В. Виролайнен, который очень интересовался искусством и даже приезжал в Олонец на премьеры. Сергей Петрович сумел убедить его в том, что переезд театра в Петрозаводск необходим именно сейчас.

Деньги были выделены, и уже 1 мая 1949 года в здании почты, перестроенном Звездиным в театр (бывшем Доме крестьянина на Гоголя 4, сейчас безжалостно сожжённого вандалами. - Н.Г.) давал спектакли драматический театр Карело-Финской ССР. Главным режиссёром был В. Суни, актёры в труппе были сильные, яркие: Т. Ромпайнен, Е. Томберг, С. Туорела, Д. Карпова, Ю. Хумпи, Т. Ланкинен. В репертуаре шли спектакли, многие годы имевшие успех у зрителя: "На сплавной реке" М.Кант (самый долговечный спектакль в истории театра), "Кража со взломом" Т.Паккала, "Семеро братьев" А.Киви, "Ветер с юга" Э.Грина, получивший в1948 году Сталинскую премию. Для Финского театра это было время становления и выхода на высоту, которую он достиг в 60-е - 70-е годы.

А для Звездина, не достигшего ещё и тридцати, полного сил и творческих идей, актёрская профессия не давала возможности проявить себя в полной мере. Молодого, энергичного специалиста в республике заметили и предложили должность заместителя начальника Комитета по делам искусств. Сергей Петрович согласился, потому что была у него мечта - создать БОЛЬШОЙ ТЕАТР с колоннами из мрамора. И жизнь повела его к этой цели.

В1951 году в Москве состоялась Неделя музыки и танца Карело-Финской ССР. В качестве зам. начальника Комитета по делам искусств Звездин организовывал и проводил её, за что получил медаль "За трудовое отличие". Концерты проходили на лучших площадках с огромным успехом, а заключительный был в зале имени Чайковского.

Результатом этого успеха стало постановление Совета Министров СССР, подписанное Сталиным, "О помощи в развитии искусства К-ФССР". По этому постановлению в Петрозаводске должны были построить театр, жилой дом для артистов, музыкальное училище. За год известным архитектором Саввой Бродским был создан проект, и с сентября 1952 года началось строительство театра и дома. Руководство строительством было возложено на С.П. Звездина.

Из истории известно, что подобные театральные здания у нас в стране строились от 7 до 12 лет. Только в Сталинграде, сразу после войны, театр был построен за три года. Петрозаводск повторил этот подвиг. Это была действительно очень напряжённая работа. Можно представить, каких усилий стоило это строительство его руководителю, ведь всё оборудование, сценическую технику, осветительную и звуковую аппаратуру, буквально каждое кресло, каждую люстру он находил и выбирал сам. Убедил руководство вместо штукатуреных колонн сделать мраморные! Конечно, в то время, без поддержки и участия обкома партии, Совета Министров республики было бы трудно осуществить задуманное в такой короткий срок. Первый секретарь А.Н. Егоров и председатель Совмина П.С. Прокконен оказывали повседневное внимание и помощь в решении многочисленных разнообразных вопросов.

По проекту были предусмотрены большие скульптурные работы, и вместе с архитектором С. Бродским они обсуждали кандидатуру скульптора. В Карелии подходящей не нашли и решили обратиться к всемирно известному скульптору Сергею Тимофеевичу Коненкову. Сергей Петрович и С. Бродский поехали к Коненкову в Москву.

Ознакомившись с проектом и чертежами, как истинно творческий человек, он сразу же начал предлагать свои идеи. Коненков был знаком с Карелией, не раз бывал в дальних уголках нашего края, бродил пешком по карельским лесам, осматривал памятники русского деревянного зодчества. Согласившись работать над скульптурным оформлением театра, художник не раз приезжал в Петрозаводск во время строительства здания. И всегда приезд Сергея Тимофеевича был определённым стимулом, взгляд Мастера обязывал ко многому. Только с утверждением эскизов произошла задержка, на что Коненков, с присущей ему иронией заметил, что быстрее можно выполнить работу, чем её рассмотреть и утвердить. Сергей Петрович очень подружился со знаменитым тёзкой, ездил с ним по Карелии, часто бывал в его московской мастерской.

Когда скульптуры были установлены на фронтоне здания - Коненков сам при этом присутствовал, он решительно настаивал на покрытии скульптур золотом, убедительно доказывая, что "золото принадлежит народу и его надо вытащить из подвалов мира и сделать хорошие вещи для народа. Пусть широкие массы наслаждаются красивым металлом". На все скульптуры золота, конечно, не нашлось, в основном они были покрыты бронзой, но золотые блики кое-где сверкают. И вот уже около полувека люди радуются этому прекрасному сооружению, украшению Петрозаводска.

Все трудности были преодолены, и 5 октября 1955 года в новом здании для строителей был дан первый спектакль - "Кремлёвские куранты" Музыкально-драматического театра К-ФССР, созданного на базе республиканского Театра русской драмы. Постановлением Совмина от 28 мая 1955 года директором был утверждён С.П. Звездин, хотя эту работу он начал задолго до своего назначения.

Надо было сформировать труппу, подобрать репертуар, который бы сразу привлёк внимание зрителя, а это под силу только большому профессионалу. Он видел талант сразу, тонко чувствовал натуру человека, особенно артиста, потому что сам был артистом. Перечисление всех его актёрских открытий заняло бы не одну страницу, достаточно назвать З. Эстрина, И. Гридчину, В. Красильникова, П. Паровишника, Д. Утикеева, А. Шеронова, Л. Перевозчикову, Б. Хотянова, Л. Живых, К. Пилипенко, Ю. Гришмановского, С. Губину, Ю. Сидорова. В тот период работали такие замечательные режиссёры, как Л. Вилькович, А. Пергамент, В. Валин, дирижёры Б. Пинский, И. Шерман, балетмейстеры И. Смирнов, К. Ставский, М. Мнацаканян, художники А. Шелковников, В. Скорик.

Благодаря требовательности к себе и работающим рядом, честности, принятой за правило, безграничной работоспособности (вставал в 5 утра, уходил из театра после спектакля), Звездин создал коллектив, который на протяжении более двадцати лет занимал видное место среди музыкальных театров России. Славу театра составлял и балет, созданный, в большой степени благодаря усилиям Сергея Петровича, понимавшего, что с появлением самостоятельного балетного коллектива театр выходит на новый уровень. Балет был гордостью не только театра, но и республики.

Говорят об авторитарном стиле его работы, но в любом настоящем деле иначе нельзя - директор должен быть личностью сильной. В год выпускали по 13-14 премьер, из них 8-9 драматических спектаклей. Все вечера Сергей Петрович проводил в театре, следил за реакцией зрителей, радовался вместе с ними. Если в зале было 300 человек - это уже ЧП. Он чувствовал веяния времени, настроение зрителя, всегда изучал пьесы и либретто, которые брали к постановке. Драматические спектакли, оперетта, опера, балет - почти все виды сценического искусства были представлены в нашем театре. Я говорю "в нашем", потому что считаю подарком судьбы то, что с первых шагов своей творческой жизни попала на сцену театра, возглавляемого Звездиным.

Напряжённейшая работа в театре в течение 25 лет, голодное детство, война, всё то, что выпало на долю этого славного поколения, подорвало здоровье Сергея Петровича. И когда в 1977 году, после инфаркта, он ушёл со своего поста, закончилась целая эпоха истории театра, и как показало время, эпоха звёздная - эпоха Звездина.

Некоторое время он был директором гостиничного туркомплекса "Карелия", но мысли о театре не оставляли. Зная о плохом состоянии здания, он вернулся в театр, чтобы сделать капитальный ремонт. Потом предложил построить вспомогательный корпус с двумя балетными залами, помещениями для мастерских, небольшой гостиницей для артистов. При постоянной нехватке финансов и материалов Звездину все-таки удалось построить этот корпус. Другое дело, как он используется, но Звездин строил его для театра.

Сейчас Сергей Петрович на отдыхе, у себя на даче, построенной собственными руками, ходит в лес, рыбачит - "надо понимать душу окуня", парится в баньке со своей любимой Галиной Васильевной, с которой прожил 54 года счастливой жизни. А в снах видит театр - новые спектакли, неосуществлённые проекты, которые так хотелось бы претворить в жизнь. Голова работает, есть идеи, прижизненным памятником ему красуется величественное здание театра, поэтому Сергей Петрович с полным правом может считать себя счастливым человеком.



Наталья ГАЛЬЦИНА


Редакция | Наш форум