logo 10/2003

Архитектура Петрозаводска


Вокзал на главной улице


Железнодорожный вокзал в 1955 году

Без него проспект Ленина долго оставался улицей без начала и конца

Начиная с 1775 года, когда возник ансамбль Круглой площади, главной улицей Петрозаводска надолго, почти до середины XX века, стала Нагорная линия, позднее Мариинская улица и проспект Карла Маркса. Однако город рос, в 1940 году получил статус столицы союзной республики, и в соответствии с масштабом его роста появлялись крупные учреждения, требующие организации новых центральных улиц и площадей.

С точки зрения градостроительной, все улицы исторического ядра Петрозаводска, достаточно механистично уложенные в прямоугольную, ритмичную сетку, были совершенно равнозначны. Пожалуй, у бывшей Никольской (ныне Красной), переходящей у озера в Широкослободскую, было не меньше шансов стать новой главной улицей развивающегося города, чем у Бородинской, которую теперь все знают как проспект Ленина.

Что делает городскую улицу главной? Только ли концентрация административных, культурно-просветительных и торговых учреждений? Конечно, это является необходимым, но не достаточным. Несмотря на довольно значительные сооружения, возведенные на проспекте Ленина в довоенное время, - учительский институт (1936), здание правительства республики (1937), гостиница "Северная" (1939), первая очередь университета (1940) - проспект оставался "вечно вторым" после бывшей Мариинки.

А все потому, что проспект Ленина долгое время был улицей без начала и конца. Высокий художественный смысл каждой улицы в контексте города - связывать значительные городские пространства. У сравнительно маленькой Мариинки - она почти в четыре раза короче Бородинской - с самого начала ее существования были эти два значительных пространства: две площади - Соборная и Круглая.

Проспект Ленина в свое время был просто назначен главной улицей Петрозаводска - об этом свидетельствует строительство на нем разнообразных учреждений. Но центральной улицей он стал, лишь получив композиционное завершение в виде привокзальной площади, созданной в середине 1950-х годов и получившей впоследствии имя Юрия Гагарина.

С предложением перенести пассажирский железнодорожный вокзал выступил архитектор Дмитрий Масленников, возглавлявший в те годы Управление по делам архитектуры КФССР. В развитие послевоенного генерального плана Петрозаводска Д. С. Масленников детально проработал этот планировочный узел, располагавшийся на пересечении проспекта Ленина с улицей Красноармейской.

Идея поставить новый вокзал на ось главной улицы города, приблизив его к центру пассажиропотоков, долгое время не находила понимания у железнодорожного ведомства. Ведь вокзал - не просто здание, а сложный узел технологических функций, и его перенос связан в первую очередь с переоборудованием и прокладкой новых железнодорожных путей, строительством дополнительных сооружений и тому подобным.

Упорство Д. С. Масленникова и его целенаправленные действия на всех уровнях власти в защиту своей идеи увенчались строительством нового вокзала и созданием парадной площади, давшей достойное начало центральной улице Петрозаводска. По проекту ленинградского института "Дортранспроект" на привокзальной площади, кроме здания вокзала, предполагалось построить корпус управления Кировской магистрали (так раньше называлась Октябрьская железная дорога) и универмаг. Но что-то поменялось в планах, и площадь сформировалась жилыми домами. В 1955 году вокзал, автором которого стал ленинградский архитектор В. П. Ципулин, вступил в строй.

Устройство привокзальной площади и постановка симметричного здания вокзала на оси проспекта Ленина существенно изменили планировку этой части города и придали проспекту, связывающему новую площадь с Онежским озером, важную градостроительную роль. И площадь, и само здание вокзала, главенствующее на ней, решены в традициях русского классицизма, которое в ту пору еще не подвергалось гонениям, как это случится буквально через год-два. А полукруглые в плане дома, плавно "перетекающие" с площади на проспект, наводят на мысль о том, что новый ансамбль запроектирован не без очарования авторов Круглой площадью.

Здание вокзала представляет собой целостную симметрично-осевую композицию с главенствующей центральной частью в виде башни и двумя крыльями, завершающимися боковыми ризалитами. Оно не выглядит монотонным, несмотря на большую протяженность (длина корпуса составляет 82 м). В плане здание решено достаточно традиционно для вокзалов: вестибюльно-операционный зал располагается в середине анфилады остальных залов. Однако размещение здания вокзала на перепаде рельефа при значительной разнице в уровнях привокзальной площади и перрона позволило уйти от недостатков, присущих анфиладному приему планировки, разделив по уровням зону операционных помещений и зону ожидания.

Ядро здания - двухсветный зал. На первом этаже он связан с билетными кассами (до переноса их в 1979 году в отдельный блок), служебными помещениями, тоннелем, ведущим к платформам, а на втором этаже, имеющем по периметру балкон, - с рестораном и залом ожидания. В центре двухсветного пространства - широкая трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж и к выходу на перрон.

Принцип планировки последовательно развит в столь же ясной объемной композиции здания. Главное в ней - центральный трехэтажный объем с монументальным четырехколонным заглубленным портиком и круглым бельведером с восьмигранной башенкой Она увенчана шпилем, завершающимся венком со звездой. Шпиль - символ петровской архитектуры, а также ярусное решение центрального объема, вызывают ассоциации с петрозаводской "новоманерной" церковью Петра и Павла, утраченной в 1924 году.

В образе вокзала нашли также место темы, часто используемые в архитектуре русского классицизма XVIII - XIX веков. Так, центральный ризалит представляет собой своеобразный портал - ворота города, а боковые напоминают кордегардии, караульные помещения, характерные для оформления въездов в города эпохи классицизма.

Здание вокзала, богато декорированное лепниной и имеющее развитый ордер, является образцом позднего неоклассицизма. Это касается не только внешнего оформления здания, но также его планировочной структуры и создания, при его доминирующем положении, пространства площади, выдержанной в классицистических традициях.

В 1979 году по проекту архитектора Э. В. Воскресенского для вокзала был построен багажно-кассовый центр над цокольными помещениями здания, находящимися в некотором отдалении от основного объема. Новое сооружение, имеющее главный вход со стороны перрона, решено автором в соответствии с назначением, без ложного стилизаторства и связано со зданием вокзала преимущественно масштабом, не нарушая его главенства на площади.

В центре площади разбит красивый сквер партерного характера, где в 1964 году были высажены голубые ели. И первое, что видят гости нашего города, выйдя из здания вокзала, - синеющее вдали, обрамленное ветвями выросших елей, озеро, к которому стремится, сбегая по склону, наша главная улица.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум