logo 10/2002

Актуальный разговор


"Спешить не будем"

Такое заявление по поводу модернизации образования сделал 25 сентября министр образования РФ Владимир Филиппов. Оно прозвучало на "круглом столе" с руководителями 50-ти российских СМИ, созванном по инициативе авторитетной организации АРС-пресс. Приглашение на встречу получила и редактор газеты "Лицей".

Наши люди плохо представляют себе, что за изменения должны произойти в сфере образования, на слуху 4-5 тем - в частности, грядущая 12-летка и единый экзамен. Поэтому, по настоянию Валентины Матвиенко, Минобразования усилило информационную работу, чем и объясняется проведение, причем второй раз подряд, "круглого стола" с региональными редакторами.

Встреча проходила в Министерстве образования России и длилась почти четыре часа! Вот некоторые принципиальные положения модернизации образования, о которых говорил министр.

* В российском образовании останутся его фундаментальность, системность - на основе государственных стандартов, бесплатность. Ключевые направления модернизации - доступность, повышение качества и эффективности обучения.

* Сейчас идет работа над стандартом дошкольного образования. В трех регионах проходит эксперимент по дифференцированной оплате за содержание ребенка в детском саду - в зависимости от достатка родители оплачивают от 0 до 100 % стоимости содержания. Министр считает неверным, что крупные предприятия стали передавать детсады на баланс муниципалитетов, ситуация может измениться, если появятся налоговые льготы.

* Главными проблемами школьного образования В. Филиппов назвал колоссальную учебную перегрузку, качество образования и здоровье детей. Причем, здоровье ухудшается именно из-за школы: растет количество детей со сколиозом, близорукостью, появился даже термин "школьная неврастения".

* Обосновывая необходимость перехода к профильному обучению, министр привел мало известные данные о качестве школьного образования. В 1996 году проверяли знания учеников 2 тысяч российских школ в области физики, химии, биологии. Результаты неутешительны: 50 процентов школьников не усваивают половины содержания этих предметов! Колоссальные средства выброшены на ветер.

* Учебники предстоит переработать, чтобы знания имели практическую ориентацию. В 2001 году проверяли остаточные знания по разным дисциплинам у 15-летних школьников 36 ведущих стран мира. У России - 33 место! Например, на вопрос "Как человек заболевает гриппом?" наши отвечали: "Замерз на улице", "Промочил ноги", в то время как правильный ответ : "Инфекционным". (Об итогах еще одного опроса читайте на стр. 6 этого номера.- Н.М.)

* Учебников будет не более трех по каждому предмету. Как пошутил В. Филиппов, "для правых, для левых и для центристов".

* Для перехода на 12-летку нужно примерно пять лет. Следует утвердить стандарты, подготовить программы, создать новые учебники и их апробировать. В 12-летке обучение будет начинаться с 6 лет.

* С 1 сентября 2004 года школы страны перейдут на обучение по системе 9+2. В течение года девятиклассники пройдут предпрофильную подготовку. С 1 сентября 2005 года начнется профильное обучение.

Об статусе учителя, попечительских советах, ЕГЭ и о других вопросах образования и воспитания, о которых говорил Владимир Филиппов, читайте в следующем номере "Лицея".



Наталья МЕШКОВА


Редакция | Наш форум