logo 10/2002

ТВ-взгляд


Парадоксы мертвого сезона

Конец лета на телевидении - как центральном, так и Карельском, всегда был мертвым сезоном. Тем более неожиданным и запоминающимся оказалось на фоне общего затишья прошедшая в конце августа передача о гастролировавшем в Петрозаводске уже не в первый раз целителе А. Тянь-шаньском.

Около получаса, отвечая на вопросы ведущей С. Семеновой, он пространно рассуждал о целительной силе искусства и о потусторонних силах, которые помогают ему, Тянь-шаньскому, жить, творить и помогать людям.

В конце 80-х, когда мы освобождались от диктата однозначно атеистического взгляда на мир, такие вещи проходили на "ура". За прошедший период публика вроде бы должна была разобраться, что к чему, но действительность, увы, свидетельствует об обратном - привлечённые броской рекламой люди идут на выступления колдунов.

Как именно работает на сцене Тянь-шаньский, автор этих строк однажды наблюдал. Как и следовало ожидать, производились давно известные трюки - заряжались целебной энергией бутылочки с водой, в зале вызывался массовый психоз, когда толпа без видимых причин хохочет и рыдает и т.п. Единственное, что умел Тянь-шаньский, но не умели другие представители данного жанра, - это играть на музыкальных инструментах (под "фанеру"!) и петь песенки про самого себя.

Удивляет сам факт появления этой передачи. Ведь в наш город иногда наведываются действительно талантливые люди, чьи имена у всех на устах и чьё искусство способно врачевать раны и недуги, пусть не физические, так душевные. Но зачастую для освещения подобных визитов едва хватает двух-трех минут в "Экране дня". Здесь же на встречу с очередным "чудотворцем" отдают полчаса самого выигрышного телевизионного времени, делая его настоящим героем дня. Вот они - парадоксы "мёртвого сезона"!

Справедливости ради надо сказать, что летом иногда появляются большие передачи о значительных событиях в культурной жизни. Впрочем, иногда случается и так, что предмет разговора выбирается интересный, а вот сам разговор как-то не складывается. Так например, снятый еще в марте и неоднократно повторенный в августе же сюжет о новой программе Алексея Жидкова тем, кто прежде с творчеством барда был абсолютно незнаком, лучше было не смотреть. Ибо понять что-то и, может быть, открыть для себя нового поэта и исполнителя по показанному материалу невозможно. Из большого полуторачасового концерта в передаче целиком прозвучало только две песни, плюс еще несколько малоинформативных фрагментов, мелькавших на фоне дикторского текста. Все остальное время было заполнено интервью с людьми, давно следящими за творчеством барда и вполне справедливо отмечавшими, что новые песни - это большой шаг вперед и прорыв к новым высотам мастерства. Увы, авторы сюжета сделали все возможное, чтобы сделать эти высказывания голословными.

И все-таки, когда в ходе передачи о Жидкове в кадр попадали зрители, было заметно, что у них совсем другие лица, чем у посетителей сеансов Тянь-шаньского. Более живые что ли, одухотворённые. И аплодисменты, звучавшие после песен, были вызваны не гипнотической установкой, а благодарностью за честность и талант.

Конечно, каждый вправе выбирать для себя, кому из выходящих на сцену людей верить. Тем более, что значительную часть публики невозможно обмануть. Вот только у телевидения почему-то периодически возникают проблемы с выбором между "звёздами" истинными и искусственно сделанными - словно летом уходят в отпуск не только журналисты, но и здравый смысл с хорошим вкусом...



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум