logo 10/2001

Расписание на завтра


Учителю просто надо стать выездным

- Я получила то, чего больше всего сегодня не хватает, - возможность профессионального общения. В Сегежском районе учителя редко собираются, а я люблю общаться - это пища для ума, - говорила Нина Михайловна Залысина, победитель республиканского учительского конкурса этого года. А произнесла она эти слова во время поездки членов Ассоциации "Учитель года Карелии" в Беломорск и Кемь 13-15 сентября.

Язык не поворачивается назвать это сухим словом "мероприятие", хотя именовалось оно довольно строго - Республиканская педагогическая конференция "Дидактика современной школы". Вели её заместитель министра образования и по делам молодёжи РК Анатолий Кармазин и начальник отдела Надежда Грибанова, председатель Ассоциации Елена Пиетиляйнен.

Проходило всё очень живо, при огромном интересе со стороны местных учителей. А как же иначе - открытые уроки давали настоящие мастера, готовые щедро поделиться своими профессиональными секретами. О детях уже и не говорю - они ловили каждое слово незнакомого учителя. Услышав звонок, шестиклассники Кемской средней школы 1 попросили учителя истории из Повенца Эдуарда Алёхина продолжать урок! Урок на "бис", к сожалению, не получился - слишком насыщенной была программа этих дней. Но аплодисментами заканчивался каждый открытый урок, и это вовсе не было данью вежливости.

В центре внимания, не только благодаря своему обаянию, оказалась учитель математики Надвоицкой средней школы Нина Михайловна Залысина, которой через две недели предстояла поездка в Москву на российский конкурс. В беломорской средней школе 3 и кемской 1 она опробовала разные уроки, советуясь с коллегами - какой из них везти в столицу. Не забыть её урок тригонометрии в 10 классе на скучную, казалось бы, тему - числовая окружность. По собственному признанию, она решилась на него за ... 10 минут до звонка, а придумала всего за два дня до этого - прежде не получался. Гости открытого урока, среди которых были не только математики, после его окончания с удивлением говорили друг другу, что неожиданно для себя начали понимать тригонометрию.

Общаясь со старшеклассниками, Нина Михайловна выходила далеко за рамки обозначенной темы урока.

- Математика ум в порядок приводит, - так начала Нина Михайловна. - А вообще-то тригонометрия описывает процессы из жизни - периодические законы... Ребята, если вы научитесь читать числовую окружность, вся тригонометрия будет у ваших ног.

Нина Михайловна Залысина славится своими образными, запоминающимися выражениями. Некоторые уже стали крылатыми, например, такое: "Сельскому учителю надо просто быть выездным". Или: "Все идут на работу, а я в школу". Для неё школа, действительно, больше, чем работа. Про каждого своего ученика она знает не только факты биографии, но и его характер, увлечения, слабости. Помнит всех своих учеников, а их сотни, если не тысячи, за более чем тридцать лет работы.

- С недавних пор все уроки анализирую с одной точки зрения: зачем это ребёнку для жизни? - размышляет Татьяна Сеппянен, победитель первого республиканского конкурса, ныне начальник отдела образования Пряжинского района. - На уроке Нины Михайловны было много философии: как точка бежит по окружности, так и жизнь человека идёт по кругу.

Необычным был урок учителя литературы из Сегежи, победителя республиканского конкурса прошлого года Галины Маккоевой. Тема - "Иди и делай добро". Начался он ровно в 12 часов, с объявленной в тот день в стране минуты молчания по жертвам теракта в Америке. Заинтересовал учителей урок обществознания Ирины Вениаминовны Шарлаевой из Олонца.

Уроки английского давала Ирина Груничева из Университетского лицея Петрозаводска, лауреат учительского конкурса этого года. Увлеченность, множество интересных придумок (дети делали зарядку, пели песенки, разгадывали ребус, выступали в роли частей речи - например, к доске выходил "мистер Verb"), артистизм, я бы сказала - заразительность молодого педагога покорили и детей, и гостей. Беломорская учительница назвала урок Ирины Груничевой "сказкой".

Вряд ли забудут дети урок по биологии Василия Еремеева "Рождённые летать", который ему помогала вести недавняя институтская сокурсница Ирина Подгайская. Уместное использование компьютера, конкурсы, а главное - параллель между птицами и самолётами - всё это увлекло шестиклассников. И здесь ясно было, зачем это нужно для жизни. Эдуард Алёхин назвал этот урок образцом новаторского подхода.

Вообще молодые педагоги не просто понравились - они поразили влюблённостью в профессию, увлечённостью своим предметом. После урока Василий Еремеев какое-то время пребывал в глубокой задумчивости: видимо, что-то прошло не так, как было задумано. Спросила, долго ли он с такой зарплатой продержится в школе. "Не знаю..."

В Кеми рискнула выступить с открытым уроком учительница истории средней школы 1 Елена Леонидовна Алексахина. Это стало, на мой взгляд, одним из самых запоминающихся эпизодов конференции. Урок проходил в виде ролевой игры, тема - "Русско-японская война. Портсмутский мир".

Ученики 9А класса разбились на две команды - "русских" и "японцев", которые сидели в кружок за столами с национальными флажками в разных концах класса. Посередине стоял длинный стол для переговоров, до поры пустовавший. В начале урока стороны обменялись резюме, после которых завязалась острая полемика: "русские" и "японцы" уличали друг друга в дезинформации. Затем спор продолжился за столом переговоров. "Витте" - в его роли была девочка - так распалился, что начал диктовать японцам условия, хотя, как известно, Россия эту войну проиграла!

После завершения переговоров Елена Леонидовна попросила ребят поделиться впечатлениями. Девочка сказала: "Хоть мы были за японскую сторону, нам обидно, что Россия потерпела поражение". Завершился урок рассуждениями о таком понятии как толерантность. Интересно, что ученики сами искали материалы к этому уроку, самостоятельно готовили резюме. К далёкому историческому событию они отнеслись как к событиям сегодняшнего дня, было очевидно - понятие "патриотизм" для них не пустой звук.

Интересной получилась дискуссия о современном уроке в Кеми. Вот несколько высказываний.

Ирина Груничева: - Современный урок - высокотехнологичное представление, сделанное искренне и с душой.

Нина Залысина: - Нужно технологию привязать к учителю, а не учителя к технологии.

Елена Алексахина: - Придерживаюсь принципа - "учение с увлечением". Проблема в том, что по истории 40 учебников (Анатолий Кармазин уточнил - 62! - Н.М.), все они безумно дороги.

Татьяна Сеппянен: - Учитель должен просчитывать возможные риски урока.

Галина Маккоева: - В советской школе был урок-монолог, потом - диалог. Сейчас время урока-полилога.

Татьяна Слюсарева, методист (Кемь): - Урок должен быть профессиональным и с изюминкой. На биологии мы увидели учителей-фокусников, на истории заметили, как дети ловили взгляд Эдуарда Георгиевича. Галина Рудольфовна показала, что добро есть, и учитель - человек добрый.

Уроками и дискуссией не исчерпывалась программа конференции. О том, с каким радушием встречали коллег в Беломорске и Кеми учителя и руководители образования и местных администраций, как замечательно угощали школьные повара, можно было бы написать отдельный материал. Были не только уроки и дискуссии. Под Беломорском удалось побывать в Залавруге, ошеломившей не только петроглифами, но и пейзажем первобытной красоты и мощи. В Кеми пригласили в Дом творчества на представление "Маленький принц", в котором смогли явить себя во всём блеске юные дарования. Побывали в Краеведческом музее, где есть натуральная купеческая лавка - в ней всё можно потрогать своими руками. Нашли дорогу к храму - Успенскому собору, попадая в который будто переносишься на много столетий назад. И, наконец, были на Соловках ...

А для хозяев главным стало, конечно, общение с коллегами. Не будь подобных поездок по районам республики членов Ассоциации "Учитель года Карелии", не услышали бы от кемской учительницы такого признания:

- Я сидела на ваших уроках и думала: "Какая у нас хорошая профессия!" Сегодня я как бы заново родилась...

Стать бы нашим учителям ещё и выездными.



Наталья Мешкова,
Беломорск-Кемь


Редакция | Наш форум