logo 10/2002

Тема для размышления


QUO VADIS SCOLA?

Результаты международного тестирования знаний 15-летних учащихся массовой школы оказались для России удручающими

Нельзя сказать, что российская школа обделена вниманием со стороны государства. Вот уже несколько лет мы говорим о некоторой реформе в нашей школе, дебатируется вопрос о 12-летке, о едином выпускном экзамене. Российские СМИ с подачи чиновников бодро рапортуют о блестящих результатах и великолепных успехах наших элитарных учеников из элитарных школ. Однако редко где и когда вы встретите глубокий анализ знаний основных школьных дисциплин учащихся массовой школы, а ведь их - абсолютное большинство.

В прошлом году Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию подвергла тестированию свыше 260 тысяч учащихся в возрасте 15 лет из 32 наиболее развитых стран, включая Россию. Были проверены знания учащихся по двум основным направлениям: математическая компетенция и компетенция навыков чтения и понимания текста. Все страны оказались поделены на три группы: 1-я группа - оценка "хорошо" и "отлично", 2-я - оценка "удовлетворительно", 3-я группа - оценка "неудовлетворительно".

Оценку "хорошо" и "отлично" в области математической компетенции заслужили учащиеся 15-ти стран, где на первых пяти местах оказались дети из Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Финляндии, Австралии. В этой же группе Швейцария, Великобритания, Бельгия, Франция, Австрия и т.д. Замыкают состав лучших шведские школьники. Оценку "удовлетворительно" заработали учащиеся из Ирландии, Норвегии, Чехии и США. Во главе самых слабых оказались Германия (20 место), затем следует Венгрия (21 место), Россия - на 22 месте. Самые слабые математики в Люксембурге (29 место), Мексике (30 место) и Бразилии (31 место). Когда речь идёт о математической компетенции, то нужно подчеркнуть, что здесь контролю подверглись знания основ математики, а также и естествознания. Российские ученики расположились на местах (22-25) по математике, что и дало в итоге 22 место, а в знаниях основ естествознания, т.е. естественных наук, на местах 20-23. Учащиеся в большинстве своём оказались не способны использовать на практике свои знания, дать объективную оценку тому или иному явлению, очень слабые способности при анализе.

Еще более удручающе выглядит таблица сравнительных знаний в области чтения и понимания текста для нашей страны. В число двенадцати лучших вошли: Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея (6 место), Япония (8 место), Швеция (9 место), Бельгия (11 место). Удовлетворительную оценку заработали ученики 5 стран: Норвегия, Франция, США, Дания, Швейцария. "Неудовлетворительно" имеют ученики из 14 стран: Италии (20 место), Германии (21 место), Венгрии (23 место). 29-31 места: Люксембург, Мексика, Бразилия. Россия заняла 25 (!) место.

По оценке экспертов, при проверке навыков чтения и понимания текста примерно 10% учащихся от общего числа в среднем заработали высшую оценку, а в таких странах, как Австралия, Канада, Финляндия, Новая Зеландия и Великобритания, которые имеют наивысшую оценку, - учащихся с высшей оценкой 15%. Такие учащиеся способны понять очень тяжёлые тексты, сделать правильные логические выводы из прочитанного, точно, чётко и ясно сформулировать своё суждение. Число таких учащихся в Германии - только 9%, а в России и того меньше. И если в среднем, суммируя все результаты, с текстами не смогли справиться 6% учеников, то в России их ещё больше. Слабым утешением служит здесь очень высокий процент среди немецких школьников, которые оказались бессильны перед текстом (почти 10%).

Исходя из критериев этого международного теста, российская школа, если судить по пятнадцатилетним подростам, не справляется с главной целью, которая ставится перед школой: иметь как можно больше блестящих и очень хороших учащихся, одновременно добиваясь высокого среднего уровня знаний у всех остальных.

Результаты международного теста вызвали в ФРГ, крупнейшей стране Европы, живые дебаты и дискуссии на самом разном уровне. Кстати, ФРГ занимает третье место среди всех стран мира по экономическому потенциалу после США и Японии,

Споры о путях немецкой школы, начавшиеся в декабре 2001 года, не прекращаются и по сей день. В жаркие дискуссии оказались втянуты не только учителя, родители, чиновники от образования, но и политики самого высокого ранга. Германия настойчиво ищет новый путь, пытается найти выход из тупика. Одно из предложений, которое, кажется, одобряется всеми, состоит в резком увеличении школ и групп продленного дня. Мы вроде бы это уже проходили. Другие предложения: создание большего числа проектных школ, где обучение строится по проектам, в которых участвуют разновозрастные ученики. Во Франции, например, в классах начальной школы создаются группы одарённых учащихся, которые успевают за один учебный год "проскочить" два класса. Главное же заключается в том, что результаты во всех странах тщательно анализируются, обсуждаются, в работе по реформе школы принимают участие представители всех социальных групп. Все снова готовятся к очередному тесту, который будет проведён весной 2003 года, все об этом знают заранее.

У нас же в стране в целом, и в Карелии в частности, никто об этом не говорит, мы радуемся нашим "золотым" и "серебряным" головкам и, подобно страусу, не хотим замечать, что мимо проносится международный экспресс, где для нас не находится места.



Эрнест ЦЫПКИН,,
доцент КГПУ


Редакция | Наш форум