logo 10/2003


ГДЕ НАХОДИТСЯ "ПУП ЗЕМЛИ"?

В рамках программы Фонда Форда и газеты "Культура" "Культурная эволюция" в Челябинске состоялся семинар "Региональное и актуальное" для журналистов, пишущих о культуре. Он стал поводом задуматься, где находится "пуп Земли" - за тридевять земель или в родной глубинке.

Проделав внушительный перелет на самолете из Москвы в Челябинск, мы, посланники газеты "Лицей", узнали, что на этом путешествие для участников семинара не заканчивается. Зачем-то устроителям встречи понадобилось усадить журналистов в автобус и отправить за несколько сот километров от столицы Южного Урала в загадочное местечко Аркаим, где рафинированные дамы, пишущие о театре и музыке, и высоколобые мужи-философы сполна хватили прелестей школьного трудового лагеря. Жизнь в походных условиях, каша на завтрак и ячменный напиток вместо кофе, удобства на улице и проливной дождь без конца.

В общем, священный Аркаим принял нас неприветливо. Возможно, он отомстил нам за наше невежество, поскольку, отправляясь в путешествие, мы ничего не знали об этих загадочных местах, кроме того, что рассказали нам случайные собеседники в Челябинске: дескать, собираются там всякие колдуны и ведьмы на свои шабаши. Что зона там аномальная и происходят всякие чудеса. И что жизнь у побывавших в Аркаиме круто меняется: если раньше было все хорошо - теперь может стать плохо, а если было плохо - то может стать... еще хуже.

На деле все оказалось куда понятнее: когда-то в этих местах существовала цивилизация покруче цивилизации майя. Сенсацией последних двух десятилетий XX века стало открытие на Южном Урале "Страны городов" - группы укрепленных поселений эпохи бронзы, то есть рубежа III-II тысячелетий до нашей эры. Аркаим стал первой находкой из двух десятков найденных поселений древних людей, которые не только сооружали замысловатые укрепления, снабженные довольно сложными для своего времени коммуникациями, но даже умели варить металл.

Челябинцы долгое время считали, что степи на юге области были лишь перевалочным пунктом для кочевников, а тут оказывается, по словам директора заповедника Геннадия Здановича, жили родоначальники арийской расы - индоиранцы, племена, связующие культуру Запада и Востока, которые после разделились на несколько ветвей. Одни ушли в Иран, другие в Индию, а третьи - в Европу и стали родоначальниками в том числе и финно-угорских племен.

Столь длинное вступление к сути семинара просто необходимо. Молва-молвой, но действительно Аркаим - место, лишенное сегодня благ цивилизации, - стал той точкой отсчета, из которой все участники семинара вдруг попытались взглянуть на мир. К этому "пупу Земли", если хотите, не раз обращались в своих размышлениях о "региональном и актуальном" лекторы семинара. И виртуальный человек, писатель Слава Курицын, для которого не существует более реального адреса, чем адрес электронной почты, и сугубо пермский поэт Виталий Кальпиди, который черпает вдохновение в тех метах, где родился, и исследователь Владимир Абашев, заведующий кафедрой журналистики Пермского университета.

Сегодня, когда расстояния сжимаются, когда каждый может вписаться в мировой информационный поток, потерял свою актуальность призыв: "В Москву, в Москву!". Теперь не нужно ехать в крупный культурный центр, чтобы чувствовать себя в гуще событий. Эпоха глобализации сделала свое дело: сидя за компьютером в каком-нибудь Богом забытом уголке земли, можно чувствовать себя гражданином мира. Границы стираются, но одновременно - вот парадокс! - все сильнее тяга человека идентифицировать себя с той местностью, где он живет. Быть вятичем, или тверичем, или карелом, наконец, почетно. Это говорит о жителе своего региона больше, чем просто слово "россиянин", потому что указывает на принадлежность к той или иной культуре.

Владимир Абашев предложил на семинаре отказаться от слова "региональный", хотя оно и было заявлено в теме дискуссии. Регион - это скорее сугубо географическое понятие. А вот со словом "место" в русском языке связанно многое. По сути дела, выражение "имеет место быть" говорит о том, что существует лишь то, что имеет свое место. Да и богатая народная мудрость хранит множество сентенций, связанных с этим незамысловатым словом: "Не место красит человека, а человек место", "всяк сверчок знай свой шесток", "где человек родился - там и пригодился".

Впрочем, в советские времена, когда вся страна выстроилась вдоль улицы Ленина, в осознании своего места не было никакой надобности. Исследуя всевозможные произведения литературы и журналистики для своей книги "Пермь как текст", Владимир Абашев создал вот такой собирательный портрет города 70-х: "В трудовом вдохновенном марше вечно молодой бастион отечественной индустрии, фундамент опорного края державы, рабочий город-красавец встречает свой юбилей". Из такого города человеку творческому хотелось бежать, куда глаза глядят. И бежали. В Москву, в Питер, в Америку.

Сегодня, когда дымка идеологического пафоса развеялась, оказалось, что нам не нужно бежать за Европой, нам даже не нужно ориентироваться на всю Россию. Надо просто остановиться и взглянуть на мир из той точки, где стоит наш дом, потому что это место и есть центр мира. Ведь не случайно любому человеку кажется, что вместе с его смертью исчезнет все, что его окружает. И тем ценнее легенды, которые мы создаем о крае, даже если они далеки от правдоподобия, ведь именно такие мифы притягивают других людей. Это уже виртуальный писатель Вячеслав Курицын призвал участников семинара к мифотворчеству.

Может, и прав он в этом, как правы тысячи жителей Челябинской области, приезжающие в местечко Аркаим, чтобы встретить восход солнца на горе Шаманке. Пытались и мы приобщиться к этой традиции, но серые тучи безнадежно затянули весь небосвод. И все-таки жизнь каждого, побывавшего здесь, действительно круто меняется. Начинаешь понимать слова Борхеса, сказавшего, что "в каждом месте есть все для жизни и смерти".



Юлия УТЫШЕВА


Редакция | Наш форум