logo 10/2003

После премьеры


РАЗБИТОЕ СЕРДЦЕ НЕ СКЛЕИТЬ...

Новый сезон театр "Творческая мастерская" начала с последней премьеры прошлого сезона - спектакля по пьесе Теннесси Уильямса "Стеклянный зверинец".

Хрупкие предметы требуют особого ухода. Тогда они способны излучать неземное сияние и мелодичный звон, так непохожий на звон разбитого стекла. А воспоминания Тома Уинфилда (актер Сергей Кудимов) о доме, где прошла его юность, начинаются с тупого и грубого шлепка пивной бутылки об асфальт. Но этот парень в морском бушлате за время странствий не очерствел, не превратился в грубого мужлана, пьющего в каждом порту. Просто в его груди бьются тысячи острых осколков, и каждый из них скрыт от посторонних глаз: словно завернут в клочок вчерашней газеты, как кусочки разбитых стеклянных зверушек из коллекции его сестры Лауры.

Дом Уинфилдов похож на заброшенный летний театр поздней осенью. Минимум предметов, подиум-сцена, занавес то ли из выцветшей мятой ткани, то ли из оберточной бумаги, все голо и неуютно... Но иногда вдруг за занавеской загорается свет, кто-то заводит патефон, слышны стук вилки о фарфор и обрывки разговоров... То на этом экране "театра теней" возникают комичные фигурки героев - они явно ссорятся. То на занавес проецируется какое-то старое кино - вестерн с красивыми и благородными героями.

Этот занавес - граница между бедностью и скукой быта по одну сторону и киновымыслом по другую. Это дымка, которая мешает разглядеть подробности иной жизни - красивой, возможной, и все же недосягаемой. Дым, кстати, в "Творческой мастерской" пускают самый настоящий с помощью специальной установки. Это не очень удобно для зрителей в маленьком помещении, но зато создает нужную режиссеру атмосферу.

Преуспевающий питерский режиссер Влад Фурман известен петрозаводчанам по телевизионному сериалу "Бандитский Петербург". А еще в культурной столице он руководит самой экспериментальной площадкой - театром "Русская антреприза имени Андрея Миронова". Но в это петрозаводским театралам придется поверить на слово, потому что спектакль "Стеклянный зверинец" в "Творческой мастерской" нельзя назвать авангардным. Повествование течет вполне традиционно и незамысловато - как исповедь попутчика в поезде. Но учтите: простота пьес Теннесси Уильямса обманчива! И когда Влад Фурман приступал к работе над постановкой, он сказал: "Я люблю пьесы, где мне не все понятно".

А история, в общем-то, на первый взгляд самая обычная. Жила-была девушка-хромоножка, которая стеснялась своего почти незаметного недуга. Она вела замкнутый образ жизни и все свое свободное время отдавала коллекции стеклянных зверей. Однажды в дом был приглашен на обед Джим О'Коннор, который оказался школьной любовью Лауры - так звали девушку. Он понял, что она прекрасна, и поцеловал ее, и, кажется, протянул руку помощи, чтобы научить ее жить в реальном мире.

В последний момент Джим испугался, потому что был он самым заурядным, хотя и очень симпатичным юношей. В жизни таких людей все складывается правильно - карьера, семейная жизнь, и это потому, что зыбкой хрупкости они всегда предпочтут надежность и простоту.

В реальной жизни сестра Теннесси Уильямса Роз, оказавшись в подобных жизненных обстоятельствах, сошла с ума. Что стало с героиней пьесы - нам неизвестно, потому что Том Уинфилд сбежал из дома, бросив сестру и мать. Его слова "Задуй свечи, Лаура!", видимо, были последними перед тем, как выскользнуть за дверь навсегда и потом всю жизнь мучаться от собственного предательства.

Но, кажется, Лаура в исполнении актрис Виктории Федоровой и Ирины Старикович (а в театре "Творческая мастерская" есть две версии этого спектакля) сильнее, чем их реальный прототип. Почему-то хочется верить, что их героиня не сошла с ума, а даже напротив - стала сильнее и увереннее. Хотя эти две непохожие друг на друга Лауры воплощают два разных типа скрытой красоты.

Вика Федорова - неземная, прозрачная, сияющая, сама как хрустальная статуэтка. Похоже, она знает о своей избранности и сознательно бежит от грубой действительности, чтобы сохранить внутреннюю и внешнюю красоту. Совсем другое дело Ирина Старикович: ее Лаура появляется на сцене с насморком и больным горлом, она совершенно осязаема и реальна, но бесконечно трогательна и прекрасна в своей нелепости и неприспособленности к жизни.

Эти разные коды требуют и от исполнителей роли Джима О'Коннера совершенно разной игры. "Человек в футляре" Александра Овчинникова (партнер Виктории Федоровой) сам всю жизнь борется с комплексами. В паре с Ириной Старикович - обаятельный персонаж Олега Липовецкого, который когда-то в школьные годы действительно был душой компании, но с возрастом стал как все. Эту разницу двух версий тонко чувствуют Сергей Кудимов (Том Уинфилд ) и Елена Бычкова (мать Тома и Лауры - Аманда), которые каждый раз своей игрой создают именно тот рисунок, который задается дуэтом "Лаура-Джим".

Этот спектакль особенно любим актерами "Творческой мастерской". Как любое новое детище, еще волнующее своим непривычным ароматом. Но дело не только в новизне спектакля. Кажется, в каждом из нас где-то очень далеко спрятана хрупкая хрустальность Лауры, дай волю которой - и встанешь на путь, ведущий к безумию. И каждый из нас однажды как Том кого-то предал из любви ли к искусству, или собственному таланту, или из жажды свободы... Просто страшно в этом себе признаться. Может быть, от того в финале спектакля по щекам уже не Тома Уинфилда, а Сергея Кудимова текут самые настоящие слезы.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум