logo 10/2002

Послесловие к фестивалю


... НО ТУТ СЛУЧИЛОСЬ ЧУДО


Завершился IV Международный фестиваль камерных спектаклей "Ламбушка - 2002", проходивший в Петрозаводске с 8 по 15 сентября. Каждый его спектакль - это цветное стёклышко в калейдоскопе событий, из них постепенно складывался узор - общая театральная картина фестиваля. Новый день вносил что-то своё в эту картину - спектакли, привезённые из разных городов, а иногда и стран, вступали в диалог, дополняли друг друга, между ними возникали особые театральные связи ... Так складывался гипертекст фестиваля, который, как всякий текст, следует читать по принципу Короля из "Алисы в стране чудес": "Начни с начала и продолжай, пока не дойдёшь до конца". Итак...

День первый

Как же долго я говорила впустую...

Из спектакля "Вечерние забавы"

Первый день фестиваля носил "пристрелочный" характер: артисты и режиссёры из разных коллективов знакомились друг с другом, жюри, задающее, "главную интригу", присматривалось к артистам, а зрители? Впрочем, зрителями были все.

Первой в программе была сказка Петрозаводского Тетра Кукол "Счастливый принц" по Оскару Уайльду. Это первая совместная работа режиссёра Любови Бирюковой и недавнего выпускника Театральной Академии художника Ильи Ершова, и работа неплохая. В постановке использовались большие планшетные куклы, и артисты, работающие с куклой, старались обыграть её "двойственность": то сливались с ней с одно существо, то вдруг представали в виде прогуливающихся или танцующих пар. Проблема спектакля - в его адресности. Если он для детей, то было бы лучше, если бы он стал теплее и живее - насколько это возможно для Уайльда. А если для взрослых, то артистам пора избавляться от некоторых специфических актёрских штампов.

Нельзя не отметить работу исполнительницы главной роли Татьяны Мацкевич. Роль Ласточки - исключительно сложная, подвижная, требующая максимальной эмоциональной включённости в действие, в ней не спрятаться за большую куклу (Кукла Ласточки - крохотная, надевается на палец). Актриса работала на сцене в течение часа с открытым лицом, будучи одновременно и кукловодом, и самой Ласточкой - и иллюзия отождествления с персонажем была полная: чистый звонкий голос, беспокойная "птичья" пластика, легкость и наивность.

Следующим на суд публики был представлен спектакль "Вечерние забавы" по пьесе венгерского драматурга Ф. Каринти в исполнении двух заслуженных актёров России из старейшего театра города Мичуринска и постановке главного режиссёра театра Валерия Персикова. Безукоризненна речь актрисы Т. Николаевой: то, с каким прононсом Продавец произносила "Бёзендорфер", забудешь не скоро. Жанр постановки был определён как "немного странная комедия", и она оставила именно такое "немного странное" впечатление. Полутонов практически не было, что может быть оправдано моральной подоплёкой пьесы. Но тогда при чём тут комедия, а тем более фарс?

Завершала первый день фестиваля психологическая драма "Соната для троих" Русского театра драмы, премьера которой состоялась в июне 2001 года и которую петрозаводчане уже видели. Этот спектакль раскрыл драматическое дарование артистки Музыкального театра Анны Ананьиной, напомнил о трагическом таланте актрисы Людмилы Тетеновой и подтвердил заслуженную славу Эльвиры Утикеевой.

День второй

Но много нас ещё живых, и нам

Причины нет печалиться.

Из спектакля "Пир во время чумы"

Два спектакля - оба на двух персонажей: актёра и актрису. Петрозаводский спектакль "Лео и Леонора" в "ТМ" поставлен Еленой Бычковой в 2001 году по пьесе Артура Миллера "Я ничего не помню". Два человека, проживших рядом всю свою жизнь, предаются воспоминаниям. Проблема персонажей Людмилы Живых и Олега Белонучкина в том, что они всегда рядом, но никогда не вместе. Даже сейчас, когда они остались вдвоём в этом опустошённом мире, и никому, кроме друг друга, не нужны - они не вместе. Не очень много чувств, которые, тем не менее, являются цементирующей основой спектакля, и мало жизни.

Дзержинский театр драмы привёз "Пир во время чумы" в постановке Амана Кулиева, бывшего актёра сначала Музыкального, а затем Русского театра драмы нашего города. Серьёзное произведение подверглось основательному режиссёрскому переосмыслению, и хотя эта трактовка не ведёт к Пушкину, а уводит от него, тем не менее попытка посягнуть на "наше всё" кажется интересной. Кулиев ставит смысл Пушкинской трагедии с ног на голову. В спектакле много рифм, аллюзий и реминисценций, может быть, даже слишком много.

День третий

Потухнут свечи восковые

в ещё не сломанных церквах.

Из спектакля "Отче наш"

"Старосветские помещики" Национального театра Карелии - безусловный фаворит фестиваля - см. рецензию на стр. 3.

Вологодский Камерный драматический театр привёз сценическую версию "Колымских рассказов" Варлама Шаламова. Да, литературно-художественная композиция. Да, сопротивление материала. Да, не все хорошо читают стихи. Да, местами напоминает агиттеатр. Но местами - по чистоте эмоционального накала - и Театр на Таганке.

В контексте дня фестиваля фарс "Мастер Леонида и реакция" по пьесе-фельетону И. Караджале в исполнении немецкоязычного театра из Румынии смотрелся как пародия на "Старосветских помещиков". Двое бюргеров - муж и жена живут в своём замкнутом мирке: там едят, здесь - наоборот (и потом с этим горшком носятся как с писаной торбой), там приманивают кошечку на крылечко, здесь - пинают с крыльца... Но там - Любовь, а здесь - политика. Особая, очень точная механическая пластика актёров расцвечивает малопонятное зрелище. На сцене всё время что-то происходит, и хотя смысла это не прибавляет (спектакль идёт на немецком), от сцены не оторваться, так насыщенно существуют актёры в своих образах.

День четвёртый

По-моему, вечер удался...

Из спектакля "Приходите в гости"

Датчане с "Макбетом", которые были изюминкой фестиваля, к сожалению, не приехали, "Ламбушка" осталась без гвоздя программы, и в четвёртый день был всего один спектакль - "Приходите в гости" по пьесе М. Фрейна "На одно лицо" театра "ФЭСТ" из Мытищ. Английская пьеса возрождает давно забытый жанр водевиля и является, что называется, "самоигральной" - хороший текст, забавные положения, переодевания. Весь "крен" спектакля - в сторону актёрской игры. В течение спектакля не все зрители поняли, что два актёра играют пять ролей, и это большая заслуга актёров. Спектакль получился. Удачно сделаны поклоны, когда все герои по-разному прощаются с залом, и, пожалуй, единственное, что было лишним - выход в конце с париками в руках, более уместный в бенефисе.

День пятый

Но я бы не хотел их вернуть. Нет.

Теперь, когда во мне этот пламень.

Нет, я бы не хотел их вернуть.

Из спектакля "Последняя лента Крэппа"

Театр из Хельсинки привёз спектакль "Последняя лента Крэппа"по Беккету, одному из любимых драматургов фестиваля. Обычно пьеса становится поводом для подведения итогов, наполняется глубоким психологическим содержанием. На этот раз - всё иначе: артисту Микко Каннинену чуть больше тридцати, и спектакль получился совсем о другом.

Артист уверенно и точно движется по тексту Беккета, попутно убивая в нём всё живое.

Спектакль производит тяжёлое впечатление, но это впечатление намеренное - это Беккет поколения, которое выбирает "Пепси". Последний "CD" безвозрастного Крэппа остался чистым, он вновь ставит ту самую, заветную ленту, и, слушая её, проводит рукой по лицу, снимая грим и стремительно молодея.

Московский театр "Переулок" привёз спектакль по третьей книге Рабле "Игра о Панурге и Пантагрюэле". Каким бы ни был спектакль, театр совершил беспрецедентный подвиг - попытку поставить текст Рабле. Темой спектакля становятся метания Панурга, желающего жениться, но опасающегося стать рогоносцем. Владимир Красовский осовременил бессмертное произведение, введя в него митьковскую эстетику. В спектакле переплетаются три времени - эпоха Возрождения, семидесятые годы и сегодняшняя реальность. Именно в настоящем времени - проблемы. Здесь должен собираться воедино аудиальный и визуальный ряд, но что-то в спектакле не сложилось.

Национальный академический драматический театр Монголии привёз спектакль по пьесе С. Жалгарсайхана "Разные судьбы". Постановка носит смелое название - "Мы хотим мужчин". Социальная пьеса времён "монгольской перестройки" не является перлом драматургии, но при всём том спектакль нашёл своих поклонников. Восточный актёрский темперамент захватил зал, действие было понятно без языка, а все четыре исполнительницы удивительно красивы и пластичны. Возможно, если бы зрители понимали смысл текстов, зрелище понравилось бы меньше, а так все просто слушали резкую монгольскую речь и находились под впечатлением энергетики актрис.

День шестой

С психологической точки зрения, конечно.

Хочется же участвовать в вопросах разных,

решать их...

Из спектакля "Уик-энд с ревизором"

Это была пятница, тринадцатое, несчастливый день. Актёрская экспериментальная мастерская "АктЭМ" из Москвы показывала спектакль "Bell`art или Искусство. Женский взгляд" по пьесе Ясмины Реза. Спектакль очень пострадал из-за того, что взгляд был женским - мужская и женская психология существенно разнятся. Кроме замечательного, живого и интересного текста пьесы, никакого существенного впечатления от спектакля не остаётся.

Вечером состоялся спектакль "Театр милиционера Пешкина" Челябинского НХТ. Сюжет обещал быть интересным - открывший для себя театральное искусство прапорщик милиции решает поставить Гоголевского "Ревизора". Спектакль разочаровал. Режиссуры как таковой не было, артисты играли бытовую мелодраму с хеппи-эндом, только декорации качались.

День седьмой

Баской сарафан был, баской...

Из спектакля "Запев мадонны с Пинеги"

К субботе всё стало ещё сложнее - республиканский ТЮЗ из столицы Марий Эл - города Йошкар-Ола показывал спектакль "Мурлин Мурло" по пьесе Николая Коляды.

В исполнении марийцев он оказался зрелищем не для слабонервных. Спектакль чрезмерно затянут, темпоритм был потерян с первых же минут. Смотреть на это тяжело. Специфика драматургии Коляды в том, что в его пьесах всё-таки много условного, а его часто понимают чересчур буквально, как это и случилось на спектакле марийцев.

Зато вечером терпеливые зрители были вознаграждены сполна - НО СТД "Школа современного театра" из Нижнего Новгорода представляла моноспектакль "Запев мадонны с Пинеги" по "Братьям и сёстрам" Ф.Абрамова. Спектакль задерживался почти на час, и в течение всего этого времени замечательная актриса Наталья Кузнецова сидела в образе своей героини. Когда, наконец, измученные беспросветной драматургией Коляды, все собрались в зале, и после затемнения зазвучал потрясающий - сильный и чистый - голос актрисы, то душа словно омылась народной песней. Актриса просто сидела и рассказывала о жизни, каждое слово было словно драгоценная жемчужина. В чём тайна настоящего искусства - непонятно, но тут случилось чудо. И голос, и улыбка, и глаза, и особый старушичий жест поглаживания себя по бедру, - всё это было живое, всё дышало жизнью. Пятьдесят минут прошли как одно мгновение, и после финальной песни зал плакал и аплодировал.

День восьмой, последний

В моей душе слишком много впечатлений. Нельзя, чтобы в одной душе было так много впечатлений.

Из спектакля "Скамейка"

Московский театр "Арт-дом" представил спектакль "Скамейка" по А. Гельману. Под песню "каждый вечер, позабыв обо всём, в жажде встречи он выходит на съём..." с магнитофоном под мышкой на сцене прогуливающимся шагом появляется Он - А. Давыдов (он же и режиссёр спектакля). Из зала ему навстречу выходит Она - Л. Давыдова. И начинается история - вечная и актуальная. Спектакль, скорее всего, ставился как бенефисный: хорошие актёрские работы (особенно Он), замечателен рок-н-ролл в исполнении пятидесятилетних актёров. Вполне достойное зрелище, хотя и выглядящее немного старомодно, но трогательно старомодно.

Спектаклем, которым завершался фестиваль, стал "Кароль" Мрожека в постановке Архангельского молодёжного театра. Фестиваль "Ламбушка" упрямо не обходится без Мрожека, притом, что ставить его тяжело, поставить удачно - сложно, а найти зрителя зачастую невозможно.

В спектакле трое действующих лиц, попавших в выдуманную, сконструированную ситуацию, логика которой совсем иная, чем в реальном мире. Актёрский состав очень неровен. Лидирует в тройке, безусловно, Внук, сводящий дедушку и Окулиста в одном пространстве. В Окулисте нет сопротивления, в нём ничего не происходит - или почти ничего... В то время как Внук с Дедушкой движутся к своей кульминации - дикарской пляске вокруг поверженного врага, Окулист, лежащий на кушетке и читающий Тютчева, - в начале и в конце спектакля остаётся одинаковым. Ружьё, заряженное в первом и единственном действии, выстрелило, какой-то Кароль убит, но смысл пьесы остался не вскрыт, и спектакль выстрелил вхолостую.

Итоги фестиваля

Жюри приняло решение наградить творческой командировкой в Москву для показа спектакля в Центральном Доме Актера им. А.Я.Яблочкиной спектакль Национального театра Карелии "Старосветские помещики". Создателям спектакля "Запев Мадонны с Пинеги" также предоставлена творческая командировка в Центральный Дом Актера. Актриса Татьяна Мацкевич награждена индивидуальной творческой командировкой СТД России. Призом фестиваля отмечена актриса Эльвира Утикеева.

Дипломом награжден Владимир Золотарь (Санкт-Петербург) за режиссуру спектакля "Старосветские помещики". Ценным призом - картиной народного художника Карелии Екатерины Пеховой - отмечен Государственный академический драматический театр Монголии.. Диплом получила актриса Ренате Мюллер Ница за роль Эфимицы в спектакле "Господин Леонида против реакции", театра "Radu Stanca" г.Сибиу (Румыния). Призами фестиваля отмечены также Дом Актера СТД Карелии за организацию и проведение фестиваля и пресс-центр под руководством Дмитрия Свинцова за оперативное освещение работы "Ламбушки-2002"




Наталия КРЫЛОВА
Редакция | Наш форум