logo 11/2002

Послесловие к событию


Удачный понедельник для "Онежской маски"


Анастасия Сидорова получила Онежскую маску за лучшую женскую роль в спектакле Сильфида Музыкального театра РК. Фото Владимира ЛАРИОНОВА

Присуждение республиканской премии показало, что в Петрозаводске театральный климат становится лучше

Говорят, понедельник день тяжелый. Отнюдь. Именно в понедельник 7 октября весь театральный люд Петрозаводска, казалось, слился в единое целое и предстал мастером сёрфинга, целый год караулившим и наконец поймавшим самую крутую волну. В этот день состоялась церемония награждения театральной премией Республики Карелия "Онежская маска" за сезон 2001-2002 годов.

"Онежская маска" существует с 1998 года. Ее учредили Министерство культуры РК, Союз театральных деятелей РК, Министерство образования и по делам молодежи РК, Администрация Петрозаводска и Карельский Республиканский комитет профсоюза работников культуры. И не беда, что премия носит несколько вторичное название, ведь и российская "Золотая маска" не блещет оригинальностью, ибо театр и маска с незапамятных времен неразделимы. Важно, какое значение премия играет в театральном процессе - окрыляет или ощипывает слуг Мельпомены, словно цыплят, лишая даже мечты на полет?

Карельская "маска" в этом смысле всегда была двойственною. С одной стороны, воздавая почести лучшим, она, естественно, стимулировала желание работать и совершенствоваться. С другой стороны, не было года, чтобы очередное жюри, с неменяющимся, правда, костяком из уважаемых театральных людей и чиновников, не приняло какое-нибудь странное решение. Это понимало большинство "служащих на театре" людей всех пяти государственных театров - от декораторов до режиссеров. И становилось неуютно, поскольку в который раз давала трещинку вера в театр и его волшебство, в искусство вообще, в обыкновенную справедливость наконец.

В этот раз жюри было на высоте. Красноречивей всего об этом говорит разрешение спора в номинации "За лучшую мужскую роль". Оба претендента - из Молодежного театра "Творческая мастерская". И номинировались они за роли в одном спектакле - "Бесах". Валерий Чебурканов - за роль Ставрогина, а молодой актер Юрий Николаев - Петра Верховенского. Интрига заключалась в том, что Чебурканов для Карелии является культовым актером, его любит публика всех категорий. К тому же без него немыслим образ Петрозаводска, поскольку не посещающие театр люди знают Чебурканова как Петра Первого, которого он играет на городских мероприятиях. Мало того, Чебурканов недавно отметил свое пятидесятилетие, а к юбилярам у нас принято относиться с пиететом.

Юрий Николаев, прошедший театральную школу в студии при театре, впервые вышел на сцену всего шесть лет назад. И хотя он уже имеет за плечами несколько великолепно сыгранных ролей, можно было с весомой долей уверенности предположить, что "где нашему теляти волка заломати". Однако "Онежскую маску" получил стремительно прогрессирующий Николаев.

Премия "За лучшую женскую роль" была отдана тоже молодой и столь же неудержимо летящей к трону Терпсихоры балерине Анастасии Сидоровой за роль Сильфиды в спектакле Музыкального театра "Сильфида" Х. Левенсхельда. С тех пор, как в 99-м танцовщица номинировалась на "Онежскую маску" в позиции "Дебют", она не покидает списка претендентов в номинации "Роль второго плана". И вот - взятая с первого захода вершина как заслуженная награда за труд и нежелание довольствоваться достигнутым.

В номинации "Лучшая постановка для детей" премию получил спектакль Театра кукол "Умка", поставленный Любовью Бирюковой по мотивам произведения Ю. Яковлева. Будучи ведущей актрисой театра, Бирюкова два года назад ступила на режиссерское поприще и, практически не имея профессиональных навыков, стала работать весьма удачно. Награжденный спектакль получился внешне простым, но колоритным, по настоящему детским, но с какой-то пронзительной нотой, в ответ на которую резонируют и взрослые. В частности, жюри.

Кульминацией церемонии было оглашение "Лучшего спектакля сезона". Им стали "Бесы" театра "Творческая мастерская" (инсценировка и режиссура Андрея Тупикова, сценография Сергея Терентьева). Тупиков также был признан и лучшим режиссером. Можно смело сказать, ну, слава Богу, наконец-то это произошло!

Дело в том, что Тупиков живет и работает в Москве, но каждый год обязательно приезжает в Петрозаводск, где он начинал свою сценическую деятельность, чтобы поставить очередной спектакль. И каждый раз его новая работа становилась событием в театральной жизни города, а у зрителей пользовалась неослабным вниманием. Но, отметив Тупикова однажды в категории "Новации", до сих пор жюри упорно игнорировало режиссера. Как видно, лед тронулся и здесь.

Хочется отметить, что специальный приз жюри был присужден рекламно-информационному отделу Объединенной администрации Музыкального и Русского театра драмы. Сотрудницы его создали специальный сайт, на котором проводился зрительский опрос относительно работы театров и пристрастий самих театралов, в результате чего можно было следить за колебанием рейтинга претендентов на "Онежскую маску". Современные технологии в данном случае замечательно поработали на древнее искусство.

Приз "За благотворительную деятельность" решено было не присуждать. Подумалось, неужели в Петрозаводске не нашлось достойных предпринимателей? Длинный список фирм, предприятий и СМИ, которых жюри благодарило за поддержку и помощь, казалось бы, должен был развеять эту мысль, но только укрепил ее. Видимо, в городе действительно нет меценатов, которые бы "благотворили" постоянно, а разовые акции, хоть и дорогого стоят, но на тенденцию не тянут.



Александр ВОРОНИН


Редакция | Наш форум