logo 11/2002

ТВ-взгляд


НЕ ВЕРИТСЯ, ЧТО ЕГО МОГЛО НЕ БЫТЬ

Этой осенью телеканал "Культура" отмечает пять лет со дня своего рождения. Пять лет - не такой большой срок, а мы уже успели привыкнуть. Значит, передачи канала нашли своего адресата, и люди, придумавшие всё это (а в их числе был, например, академик Д.С. Лихачев) не ошиблись, отважившись на столь смелый эксперимент в условиях коммерциализации телевидения.

Каналу за первую пятилетку пришлось пережить многое. У нас на глазах он несколько раз почти умирал и возрождался вновь. На первых порах телевизионщики даже не знали, как выстроить сетку вещания, и пошли по пути наименьшего сопротивления - просто подняли свои архивы и принялись демонстрировать все хоть сколько-то интересные сюжеты о культуре, отснятые за последние тридцать лет.

Первые года полтора все это смотрелось неплохо, тем более, что показывали и подлинные шедевры. Например - очерки о "звездах" московских театров 60-х - 80-х годов (от Раневской до Райкина и Высоцкого), или серии бесед об истории и культуре А. М. Панченко, И. Л. Андронникова, Ю. М. Лотмана. Однако длиться бесконечно этот поток "ретро" не мог - особенно, когда одни и те же передачи стали показывать по второму, третьему и даже четвертому разу.

За последний год лицо канала изменилось, и, надо сказать, в лучшую сторону. Самое яркое и интересное ток-шоу нынешнего телеэфира - "Культурная революция". Его ведущий министр культуры М. Е. Швыдкой, будучи театроведом, больше ценит не результат, а процесс, не развязку, а интригу и динамичный сюжет. Всякий раз он подбрасывает участникам шоу какую-нибудь спорную (зачастую несколько надуманную) тему и в течение последующих сорока минут откровенно любуется кипящими в студии страстями и раскрывающимися с самых неожиданных сторон характерами и не особенно интересуется, какие выводы надо будет сделать под занавес. И зрелище производит очень странное впечатление: смотреть, например, как спорят между собой о влиянии телевидения на национальную культуру Познер и Куняев по меньшей мере забавно, но то, к чему в конце концов придут спорящие, как правило, остающиеся каждый при своем мнении, можно предсказать заранее.

Еще одна важная черта обновленного канала "Культура" - это умение уделить равное количество внимания всем видам искусства. В прошлые годы здесь было достаточно передач и о музеях мира, и о последних премьерах Большого театра, о литературе же вспоминали главным образом в связи с крупными юбилеями. Ныне этот пробел заполнен несколькими программами: в будние дни по утрам о книжных новостях нам рассказывают пятиминутные выпуски "Порядка слов", по выходным то же самое, но уже более обстоятельно делает критик Александр Шаталов в своем "Графомане". Плюс к тому - "Экология литературы", вспоминающая имена наиболее интересных русских писателей ХХ века. Плюс "Апокриф" Виктора Ерофеева - эпатажный, но всегда актуальный. В сентябре впервые вышло в свет и еще одно ток-шоу - "Школа злословия" Татьяны Толстой.

У канала, конечно, еще много недостатков. Почему-то все чаще на экране появляются американские научно-популярное сериалы, тогда как творчество отечественных кинодокументалистов увидеть почти невозможно. Совершенно не представлена молодежная тематика, хотя в первые годы, помнится, были попытки - и довольно удачные - делать еженедельные обзоры студенческой жизни.

Но в целом свое пятилетие канал встречает достойно. Настолько, что даже не верится, что всего пять лет назад его не было.



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум