logo 11/2003

ТВ-ВЗГЛЯД


ПЕРВОПРОХОДЕЦ ЖАНРА

Когда в конце сентября мы узнали о том, что не стало Юрия Сенкевича, то на первых порах не поверили. Нам уже давно казалось, что Сенкевич был и будет вечно.

У меня самым ранним телевоспоминанием из детства была именно заставка "Клуба" на экране - компас и переливающаяся колокольчиками музыка, которая почему-то мне очень нравилась.

На этой передаче выросло мое поколение, на каждом этапе жизни находившее для себя что-то интересное в сюжетах из разных точек земного шара. Живя в самой "невыездной", самой закрытой от остального мира стране, мы понимали, что собственными глазами никогда не увидим даже "братских стран социализма". Однако был телевизор и был человек, способный приподнять перед нами "железный занавес" хотя бы виртуально. А мы этому человеку не могли не верить.

Нет, конечно, Юрий Сенкевич не был единственным телевизионщиком, знакомившим советских зрителей с заграничной жизнью. Существовала целая армия журналистов-международников. Вот только мир, по их словам, состоял исключительно из горячих точек, антивоенных демонстраций, ютящихся на нью-йоркских свалках бомжей и кинофестивалей, где большую часть фильмов нашему человеку и смотреть-то противно.

Для Сенкевича мир не делился на "наших" и "не наших", в нем вообще не существовало границ. Зато было великое множество красивых пейзажей, древних городов с необычной историей, экзотических племен с оригинальными обычаями. "Клуб путешественников" ненавязчиво и убедительно учил нас мечтать и воспринимать жизнь во всём её многообразии.

После просмотра в "Клубе" очередного сюжета о памятниках истории и архитектуры Древнего Востока - с компетентным и доступным любому школьнику-троечнику комментарием, уже невозможно было превратиться в агрессивного скинхеда, ненавидящего всё, что не относится к белой расе. А вот заинтересоваться мифологией, стать заядлым читателем и надолго зарыться с головой в книги о путешествиях и приключениях после этого можно было запросто. И мы зарывались, да ещё как! А школьные учителя пересказывали содержание некоторых передач Сенкевича на уроках географии. Так "Клуб путешественников" объединял юное и старшее поколения.

В оставшейся с нами и в новые времена программе Юрия Сенкевича, кажется, не менялось почти ничего, кроме внешнего антуража - ну, стали мы его смотреть не на черно-белом экране, а на цветном, и число каналов теперь не два, а доходит до полутора десятков. Да еще появилась в заставках компьютерная графика, стала иной положенная под сюжеты закадровая музыка...

Всё это - сущие мелочи по сравнению с доверительной интонацией, с уважительным отношением к зрительской аудитории, которые демонстрировал ведущий, оставались прежними. Говоря о вечном, не надо менять мировоззрение в угоду конъюнктуре, не надо искать новый модный имидж. Впрочем, о каком "имидже" может идти речь, если Сенкевич всегда был самим собой, не играя и не заигрывая с публикой? Не рекламным агентом из преуспевающей турфирмы, не гидом, а именно мужественным путешественником, мореплавателем и землепроходцем словно шагнувшим к нам со страниц романов Хемингуэя. А разве его собственная одиссея с Туром Хейердалом, известная всем телезрителям, не относилась к числу самых захватывающих приключенческих сюжетов ХХ века?

И теперь любой журналист, берущийся за программу с "географическим" уклоном, просто обречён на сравнение с Сенкевичем. Причем сравнения всегда будут не в пользу новичка - в лучшем случае его посчитают примерным учеником Сенкевича, в худшем - просто не смогут воспринимать всерьёз. Первопроходец жанра так высоко поднял планку, что соревноваться с ним уже не имело смысла.

"Непутёвые заметки" Дмитрия Крылова, "Их нравы" Дмитрия Захарова, "В поисках приключений" Михаила Кожухова и целый круглосуточный канал "National Geographic", доступный теперь абонентам кабельных сетей, со временем займут в массовом сознании то место, которое когда-то занимал "Клуб путешественников". Так и должно быть - у новых времен свои герои и даже свои представления о приключенческой романтике. Остаётся лишь надеяться, что талантливые наследники не разбазарят свой талант на глянцевые рекламные проспекты престижных отелей и курортов и сыграют в жизни нового поколения ту же роль, что Юрий Сенкевич сыграл в жизни нашего.



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум