logo 11/2001

Фестиваль в лицах


НАША ПУБЛИКА ПРИЯТНО УДИВИЛА ЗВЁЗД

Завершился XIII Международный фестиваль "Дни камерной музыки", который проводит Карельская государственная филармония. Нынешний фестиваль смог представить общую картину современного камерного музицирования в России и его основные тенденции. Слушатели имели возможность познакомиться как с сольными исполнителями, так и с разнообразными ансамблевыми составами: фортепианным квартетом и фортепианными трио. Особенностью этого фестиваля стало то, что большинство его гостей - новые для Петрозаводска имена и лица. Потому мы не удержались от соблазна задать нашим героям несколько вопросов.

"Квартет концертного общества Санкт-Петербурга" впервые побывал в Петрозаводске. Правда, один из его участников - пианист Алексей Орловецкий - хорошо знаком нашей публике. В январе этого года он с большим успехом выступил с Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии. А виолончелист Вадим Мессерман когда-то учился в Петрозаводской консерватории.

- Фортепианные квартеты - явление довольно редкое в современном камерном исполнительстве, - рассказывает Алексей Орловецкий. - Гораздо чаще можно услышать фортепианные трио, и даже квинтеты встречаются чаще, чем квартеты.

- Вы играли очень интересное сочинение - квартет Антона Рубинштейна, который прозвучал в Петрозаводске впервые...

- Да, это редко исполняемый автор, - продолжает альтист Евгений Бродоцкий. - В Петербурге никто не помнит, когда квартет Рубинштейна звучал там в последний раз. Нам самим слышать его тоже не доводилось, с трудом нашли ноты, так что и для нас это совершенно новая музыка.

Свои поклонники в Петрозаводске есть у молодого московского виолончелиста Дмитрия Фейгина. Небольшой, камерный зал Союза композиторов едва смог вместить всех желающих послушать игру музыканта. Виолончелист выступает в дуэте с супругой - японской пианисткой Хироко Ниими. Этот концерт Дмитрий исполнял на виолончели своего отца - выдающегося отечественного виолончелиста Валентина Фейгина.

От отца музыкант унаследовал лучшие качества его исполнительского стиля: искренность эмоционального высказывания, пластичность музыкальной фразировки, особую интеллигентность манеры игры, виртуозное владение инструментом.

- Случались между вами разногласия, когда вы пытались отстаивать свою точку зрения?

- Отец всегда придерживался главного принципа своей жизни - никому ничего не навязывать. Сначала моим обучением занималась мама, а отец лишь иногда приглядывался ко мне. Затем, когда я учился у него в консерватории, он мог держаться очень иронично и даже издевательски, если его не устраивала трактовка того или иного сочинения. Только сейчас до меня начинает доходить смысл многих его замечаний.

- Вы много гастролируете за рубежом. Есть ли, по-вашему, существенная разница между нашей и "той" публикой?

- Если говорить о Петрозаводске, то разница есть и большая. Причем, по сравнению не только с зарубежными странами, но и с крупными российскими городами. Там давно не встретишь такой высоко подготовленной, очень музыкальной публики. Я был приятно удивлен этим еще в прошлый свой приезд.

Фейерверком музыки для духовых инструментов стал концерт ансамбля солистов "Сиринкс". И хотя клавесин в их составе заменил рояль, - изысканность и утонченность исполнения ансамблем старинной музыки, смогла усладить слух даже самых искушенных меломанов.

- У вас очень интересный и редко встречающийся состав инструментов: фортепиано, флейта, фагот...

- Подобные составы были очень распространены в XVII - XVIII веках. Роль бассо-континуо (басового голоса) в старинных сонатах - Генделя, Вивальди, Баха, Доницетти - в нашем трио играет рояль и фагот.

- Старинная музыка, как известно, требует не только особого, деликатного исполнения, но и соответствующей обстановки...

- Не так давно в Останкинском театре состоялась премьера исторической оперы Гретри "Опыт дружбы". И музыканты, и столичные критики пришли к единогласному мнению, что так прекрасно старинная опера может звучать только в этом зале. В Петрозаводске мы выступали в зале Союза композиторов, как нам объяснили, бывшем раньше кирхой. Играть в таких залах - одно наслаждение.

Еще одно трио из Москвы - ансамбль солистов Московской государственной филармонии "Романтик-трио". Известный во многих городах России и других стран, коллектив наконец-то побывал и у нас.

- Нужно оставаться романтиком в душе, - считают участники трио, - а когда становишься прагматиком - это ужасно.

Название ансамбль получил не случайно. Однажды музыканты отправили свою запись во Францию, на что получил восторженный отклик, в котором слово "романтик" встречалось чаще всего. "Ну, романтик, так романтик", - подумали артисты и решили назвать свой коллектив соответствующе. Престижный парижский журнал "Diapazon" отметил трио высшей оценкой - пять камертонов.

Несмотря на "провокационное" название, репертуар ансамбля включает музыку не только романтическую.

- Каковы ваши творческие планы?

- Мы решили сделать обзор всей существующей в России музыки для фортепианного трио. Это свыше ста сочинений, начиная с трио Алябьева. Нашу идею поддержали многие известные музыканты. Если удастся осуществить этот проект, он станет большим вкладом в русскую музыкальную культуру.

На прощание музыканты "Романтик-трио" заметили, что уровень музыкальной культуры определяется по количеству камерных ансамблей. Если учесть этот факт, то можно считать, что XIII Международный фестиваль "Дни камерной музыки" своим художественным наполнением значительно поднял музыкально-культурный уровень Петрозаводска.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум