logo 11/2001

Подвижники


Все дороги ведут в музей

"Мы должны знать о себе всё" - это кредо Евгения Осиповича Тумаша

Для ведущего специалиста Медвежьегорского городского музея Евгения Тумаша уходящий год особый: сразу три даты. В августе он отметил 10-летие своей работы в музее. А 7 ноября подведёт итоги трудовой деятельности- 45 лет рабочего стажа на ниве образования и культуры! И в этот день Евгению Осиповичу исполняется 65 лет.

Родился он в Ленинграде, и первые яркие воспоминания связаны с уходом отца на фронт и путешествием по дороге жизни на Ладоге в 42-м году. Люди в военной форме сажают детей на судно в трюм. В их числе пятилетний Женя Тумаш. Он один, где-то далеко осталась мать... Больше ни ее, ни отца он никогда не увидит. Мальчик засыпает на холодной лавке, а в это время фашисты бомбят суда, и многие дети находят свое последнее пристанище в ледяных водах Ладоги.

Судно, на котором ехал Женя Тумаш, уцелело. Началось его продолжительное путешествие на поезде, направлявшемся на Волгу. Рос и учился Евгений Тумаш в детдоме в Сызрани. В 14 лет уехал в Тихвин и окончил там педагогический техникум. Затем работал в Ленинградской области учителем и заведующим начальной школой, в которой в одном классе учились дети разных возрастов, а значит, и учить их надо было по-разному.

Вскоре Евгений Тумаш приезжает в Медвежьегорск, который становится самым родным для него городом. Заочно окончил историческое отделение историко-филологического факультета Петрозаводского университета. До 1966-го года был воспитателем в школе-интернате, затем преподавал в средней школе №1 Медвежьегорска историю, обществоведение и право. Всего проработал в образовании 35 лет. Выйдя на пенсию в 91-м, году начал работать в музее.

В домашнем архиве Евгения Осиповича есть целая папка всевозможных грамот и дипломов. Он - отличник народного просвещения РСФСР, имеет медаль, полученную в связи с празднованием 50-летия Великой Победы (как блокадник), гордится грамотой, врученной Министерством культуры Карелии.

Евгений Осипович богат на детей и внуков. У него два сына, столько же внуков и внучка. Еще Евгений Осипович - самодеятельный музыкант. Он играет на кларнете, трубе и гармонике. Снимался даже как музыкант в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби".

Директор Медвежьегорского музея Сергей Колтырин так отзывается о своем сотруднике:

- Евгений Осипович - это мозг и движущая сила нашего коллектива. Это он продумал и собрал материалы к нашим самым интересным выставкам.

За 10 лет Евгений Тумаш участвовал более чем в сорока выставках. Многие его работы посвящены деятельности людей, оказавших влияние на становление и развитие родного края: Михаилу Михайловичу Григоровичу - инженеру, впоследствии репрессированному; ученому-книговеду Георгию Ивановичу Поршневу; композитору Леопольду Теплицкому, а также историческим событиям, например, Великой Отечественной войне.

Сейчас в залах музея размещены три экспозиции, над которыми работал Евгений Тумаш: "Город у Дивьей горы" (посвящена Медвежьегорску), "Сандармох - урочище смерти" (годы сталинских репрессий на фоне поистине великих строек, например, Беломоро-Балтийского канала) и весьма востребованная - "Выгореция - край старообрядчества".

Над последней Евгений Осипович трудился не один год. Собран уникальный материал. Но собран - сказать мало. Представлен так, что изучать и раздумывать над этой трагической страницей в истории русского народа можно очень долго. Я спросила у Евгения Осиповича, почему он взялся за столь тяжелую тему, вызывающую неоднозначную реакцию, особенно у людей верующих.

- Мы должны знать о себе все, - ответил он. - Ведь нельзя уверять, что этой страницы, оставившей глубокий след в истории становления государства Российского, не было. Я никому не навязываю своего мнения или отношения к теме. Я пытаюсь показать, как это происходило.

В двух больших залах музея собраны документы, предметы быта и религиозного культа старообрядцев. Представлены также фрагменты интерьеров помещений, где они жили, работали и молились. Прекрасно даны пояснения. И здесь хочется сказать не только об их содержании, но и о форме подачи. Пояснения кратки, понятны, написаны четкими крупными буквами; далеко не в каждом музее так заботятся о посетителях. Буквально на глазах вырисовывается драматическая картина раскола церкви, произошедшего в период реформ патриарха Никона, отношения к старообрядцам со стороны властей в минувшие века и современной православной церкви. Человеку думающему есть над чем поразмыслить. И не только в этих залах музея.

Экспозиция, посвященная годам репрессий, начинается со стенда "Руководители страны". Хорошо известные фотографии и имена: Сталин, Берия, Каганович, Калинин, Вышинский... Второй стенд - "Руководители страны - жертвы репрессий". Снова знакомые имена. В этом же зале - интерьер квартиры 30-х годов. Этажерка, абажур, вышитая дорожка на стене.

Даже это небогатое убранство можно счесть неслыханной роскошью по сравнению с тем, что окружало строителей Беломоро-Балтийского канала, в основном - заключенных. Помятые алюминиевая кружка и миска, заржавленная ручная пила и тяжелая тачка - вот все имущество строителя. Гибли на великой стройке тысячами, но писатели, посетившие канал (этому событию посвящен большой стенд), рассказали о трудовом подвиге народа.

Еще одно тяжкое свидетельство прошлого - стенд "Место расстрела - Сандармох". Здесь, под Медвежьегорском, было расстреляно около девяти тысяч крестьян, рыбаков, ученых, священнослужителей. Три с половиной тысячи из них - жители Карелии.

В экспозиции, посвященной Медвежьегорску, немало светлых страниц. Здесь и дети-следопыты, и стройки, на которых трудились свободные люди, и рассказ о представителях науки и культуры.

Вообще музей много занимается историей края, богатой традицией русской культуры. Ведь Заонежье - родина сказителей и народных поэтов, таких как Ирина Федосова. Евгений Осипович знаком и с потомками сказителей, и с учеными-исследователями, имена которых известны не только в России.

Свой праздник Евгений Осипович встречает в повседневных трудах, где не остается места ни выходным, ни отпуску. Сейчас работает над темой, идею и название которой держит пока в секрете. Тем интереснее будет знакомство с новой выставкой. Ведь нельзя не согласиться с замечанием директора о том, что музей - это место, где встречаются прошлое и будущее, социальное и культурное, человек и общество. Все эти встречи происходят и на выставках, автор которых - Евгений Тумаш.

На снимках: Евгений Тумаш; интерьер семейного уголка, где читали и писали старообрядцы.



Соб. инф.


Редакция | Наш форум