logo 11/2002

Крупным планом


"Золотой город" и Петрозаводск в жизни художника

Влияет ли город или вообще территория детства на судьбу, становление характера? Вопрос риторический. Но проходит детство, и во взрослой жизни появляются другие города и веси, без которых биография человека, поиск его места в жизни не состоялись бы. В выборе творческого пути петербургского художника Бориса Рахлина два города сыграли решающую роль - Санкт-Петербург и Петрозаводск.

На открытии театрального сезона-2002 в Русском театре драмы и Музыкальном театре давали премьеры: сказку для детей "Великая дружба Хомы и Суслика" и музыкальную комедию "Свадьба с генералом". Сценограф обоих спектаклей - Борис Рахлин, назначенный недавно на должность главного художника Музыкального театра. Сценографическое решение его последних спектаклей в Петрозаводске совершенно разное. Если "Великая дружба Хомы и Суслика" оформлена авангардно, стильно, то в "Свадьбе с генералом" предпочтение отдано традиции, хотя некоторая эклектичность имеет место. Как заметил сам Борис, на окончательное решение художника-сценографа, влияют многие факторы, и один из главных - какие задачи ставит режиссер. Немаловажно и то, каковы возможности театра и многое другое.

Мысленно я давно отношу Бориса к разряду "многостаночников". Кроме умения и желания работать в разных стилях, если говорить о нем как о сценографе, кисти Рахлина-художника принадлежат многочисленные полотна, выполненные в разных техниках. Кроме того, он занимается дизайном, разбирается в архитектуре. А летом, в июле, Борис участвовал в новом для него деле - постановке грандиозного шоу в Петродворце.

В Петрозаводске Рахлин впервые появился в 1987 году. Тогда он еще был студентом художественно-постановочного факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). На одной из студенческих выставок его работы заметил режиссер и драматург Геннадий Соловский. В 1985 году в ленинградском Ленкоме им, известным режиссером, и начинающим сценографом Рахлиным была поставлена пьеса "К вам с любовью и яростью", после чего Соловский пригласил Рахлина в Петрозаводск на постановку в Финском театре спектакля "Бестия, или Декамерон сегодня".

1987 год оказался для Бориса весьма плодотворным. В Петрозаводске он работал над спектаклями и с такими маститыми режиссерами, как Паули Ринне, Иван Петров. После окончания вуза Борис четыре с половиной года был главным художником в Финском театре. Уезжает. Возвращается, и с 1994 года он - главный художник Музыкального театра. Снова перерыв. Рахлин уезжает в Питер и преподает в Академии театрального искусства. Но педагогическая деятельность не оставляет времени для творчества, и в 2002 году Рахлин снова в Петрозаводске.

- Здесь я родился и состоялся как театральный художник, - говорит Борис. - Здесь в разных театрах поставлены спектакли, которые люблю до сих пор, например, "Оскар", над которым я работал с Геннадием Тростянецким. Спектаклю исполнилось семь лет. Двенадцать лет тому назад поставлены "Княжны", театралы хорошо помнят "Амок". Вообще Петрозаводск - город культурный, город, где в изобразительном искусстве хорошо ощутима питерская традиция. Это неудивительно, большинство известных карельских художников - ленинградцы. Мне нравятся люди в Карелии, очень душевные, отзывчивые. Вместе с тем иногда Петрозаводск представляется мне городом остановившегося времени, и появляется желание внести в его театральную жизнь современную стилистику. Надеюсь, что директор Музыкального и Русского театра драмы Любовь Васильева поддержит меня, она не боится приглашать новых людей, в том числе и молодых. Что-то получается более удачно, что-то менее. Но, по-моему, театр сможет найти верное решение в сложившейся ситуации, на мой взгляд, некоторого застоя. Стараюсь посещать художественные выставки в Петрозаводске. Последнее, что успел посмотреть, - это выставка работ Натальи и Валерия Кошелевых. Понравилось. Большая работа проделана в Музее изобразительного искусства - из руин поднят! Надеюсь, экспозиции будут соответствовать тому, что сделано.

- Несколько лет назад у нас в музее проходила ваша персональная выставка. Работы, помнится, были самые разные, но особое место занимали большие полотна, посвященные вашему родному городу; ведь вы - коренной петербуржец. Тогда меня поразила одна. Классически красивый город... И пустой. В городе никого не было. Почему? Вы не любите людей?

- Это мой город их не любит, ему люди не нужны. Он и без них самодостаточен. Люди живут в Питере для того, чтобы его ремонтировать. Это город-монстр, поглощающий людей, и я ненавижу его за его имперские амбиции. Ненавижу и люблю и буду писать его всю жизнь, потому что не могу остановиться. Серия "Вечный город" (об одной из картин этой серии вы и говорите) пишется уже пятнадцать лет. Создано восемьдесят картин. Десять из них собраны в экспозицию "Золотой город". Они написаны золотом и представляют некий стилизованный придуманный город - Санкт-Петербург. "Золотой город" экспонируется сейчас в арткафе "Бродячая собака".

- Ваш сын не стал художником?

- Нет. Павел выбрал другой путь. Он окончил духовную семинарию в Ярославле и остался там же. Он священник в церкви Похвалы Божией матери, женат.

- Как вы, человек сугубо светский, отнеслись к выбору сына?

- На него очень повлияло знакомство с архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом. Выбор сына уважаю, считаю его широкообразованным человеком.

Работы Бориса Рахлина, художника и сценографа, выставлялись во многих странах - Франции, Швеции, Иране; сейчас готовится персональная выставка в Норвегии. Но званий у Рахлина никаких нет. По-моему, и не будет. При всей невероятной трудоспособности и при том, что жизнь его расписана по дням и часам, Борис Рахлин - человек увлекающийся, с вечно меняющимся настроением, то появляющийся ниоткуда, то исчезающий куда-то. Работать может до изнеможения, спать несколько дней кряду перед премьерой чуть ли не на сцене, а потом заупрямиться из-за какого-нибудь пустяка и "уйти в подполье". Так что непредсказуемая личность этот Рахлин - коренной петербуржец, но, как художник, родившийся у нас - в Петрозаводске.



Страницу подготовила Наталья Красавцева


Редакция | Наш форум