logo 11/2001

Психология на каждый день


РЕБЁНКА СЛОВНО ПОДМЕНИЛИ

В последних числах сентября мне позвонила Пашина мама, по встревоженному голосу которой я поняла: что-то случилось с Пашкой. Пашка в этом году стал первоклассником.

- Меня волнует поведение сына. Я не знаю, как мне правильно себя вести. Вы же знаете, он всегда был неугомонным. Всюду ему надо поспеть, увидеть, услышать, во всех делах принять участие. Усидеть минуту на одном месте не мог. Мы волновались, что в школе он будет получать замечания из-за поведения. К нашему великому удивлению, учительница ни разу не пожаловалась на Пашку, наоборот, говорила, что он ведёт себя тихо-тихо, как мышонок. Поначалу, в первую неделю учёбы, мы думали, что Паша ведёт себя как пай-мальчик в школе, потому что ещё не привык и боится вести себя шумно. Даже, помню, радовались этому: "Ну, наконец-то Пашка повзрослел!" Но дни шли, и мы стали замечать, что ребёнок и дома не такой, как раньше. Возвращается из школы вялый, много капризничает, ворчит. Раньше спать ложиться - бой! А теперь пообедает и на диван. "Просто полежать, отдохнуть", - объясняет. Вот смотрю я на своего ребёнка и думаю: как к этому относиться? Ребёнка словно подменили. Может быть, я зря волнуюсь и это нормально?

Пашина мама волнуется не зря. Такое поведение ребёнка говорит о том, что у Паши есть трудности в привыкании к школе. Если выражаться научным языком - адаптация к школе проходит тяжело и явно затянулась по времени.

За какой же период ребёнок должен привыкнуть к школьной жизни? Около полутора-двух с половиной недель. Если больше этого срока, то, скорее всего у ребёнка в школе есть проблемы. С какими же проблемами он может столкнуться? Наиболее часто - это физическое и умственное переутомление. Считается, что в идеале первоклашка должен уметь концентрировать своё внимание на уроке в течение 20-25 минут. На поверку ребёнок удерживает внимание 10-15 минут, а то и меньше. После этого он автоматически переключает внимание на что угодно, кроме того, что говорит учитель. К тому же у первоклашек ведущим мотивом к познавательной деятельности остаётся интерес. Более старшие школьники могут понимать, что это в будущем пригодится. Для первоклассника же будущее есть не что иное, как настоящее. Пока ему интересно, он может внимательно слушать и смотреть хоть пять часов подряд - например, мультики. Но если интерес снижается или падает до нуля, ребёнок начинает отвлекаться, и ему трудно вновь сосредоточиться. Подвижным и эмоциональным детям высидеть все уроки бывает очень трудно. Для этого ребёнку приходится затрачивать много сил и энергии.

Вторая по частоте причина, ведущая к плохой адаптации к школе - это плохой контакт ребёнка с педагогом. Дело всё в том, что любой ребёнок в этом возрасте очень зависит от хорошего отношения взрослого человека к нему. Ребёнку нужно видеть и чувствовать любовь и заботу взрослого человека, обращённые к нему. Тогда он считает себя в безопасности, с радостью идёт на контакт и с удовольствием, интересом учится.

В первом классе по значимости часто учительница выходит у ребёнка на первое место. Её мнения, отношение к нему становятся порою даже важней, чем мнения родителей. Все мы сталкивались и неоднократно слышали бессмертную фразу, срывающуюся из уст первоклашек: "А Марья Ивановна нам сказала, что..." Так что если у ребёнка нет взаимопонимания с педагогом, то это очень тяжкая проблема как для самого ребёнка, его родителей, так и для самого педагога.

На третье место среди причин, мешающих привыкнуть к школьной жизни, выходят трудности в общении со сверстниками. Особое внимание следует обратить на соседа по парте. Не каждый, придя из школы, будет говорить вам, что ему не нравится сосед(ка) по парте. Мы, взрослые, этим редко интересуемся. А если и спросим, то особенно не вдумываемся в ответ, поскольку считаем, что наше основное внимание должно быть уделено учёбе. Главное, полагаем мы, чтобы он хорошо учился, всё правильно понимал и хорошо готовил домашние задания. Мы хорошо знаем, как тяжело работать с человеком, которого недолюбливаешь. А ребёнку приходится в тысячу раз труднее, когда весь школьный день он вынужден сидеть за одной партой с ребёнком, который ему чем-то не понравился. Мы забываем и о том, что наш ребёнок ещё только вступает во взрослую жизнь. У него нет никакого опыта этой жизни, поэтому многие поступки окружающих его людей ему не понятны и странны.

И, наконец, четвёртая причина, мешающая привыкнуть к школьной жизни, - страх перед школой, который чаще всего мы сами и вселяем в ребёнка. 6-7-летнему человечку, как правило, свойственно желание учиться, он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие, хотя и идут в школу охотно, но отношение к школе настороженное. Бывают и такие, которые противятся всем своим существом учёбе в школе. Влияют разговоры о школе самих взрослых или старших братьев и сестёр. Например, такие фразы как "Вот погоди - пойдёшь в школу, там из тебя сделают человека". Или: "Я всё расскажу о твоём плохом поведении твоей учительнице". И в том же духе: "В школе под тебя никто подстраиваться не будет, там ты ещё наплачешься". Понятно, что такие "увещевания", кроме негатива, ничего в себе не несут.

Немалое значение, как я уже писала выше, имеет передача опыта о школе от более старших братьев и сестёр, прямо или косвенно. Например, ребёнок видит, как мама буквально силой отрывает брата от телевизора и сажает его за уроки. На его глазах мама кричит и ругается на сестру, которая якобы плохо сделала уроки: неаккуратно, неправильно, не полностью. Из таких фрагментов поведения и складывается картина школьной жизни у ребёнка. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребёнка в школьную жизнь и мешает учёбе.

На что же прежде всего следует обратить внимание взрослым членам семьи, чтобы вовремя увидеть трудности в привыкании первоклассника к школе:

1. Он резко изменяет своё поведение, например, был холериком, стал флегматиком.

2. Изменилось отношение к школе. Поначалу очень хотел учиться, а теперь ищет различные уловки, чтобы не пойти на занятия.

3. Не любит разговоры о школьной жизни. Вольно или невольно переводит разговор на другие темы.

4. Приходит из школы либо уставшим, либо, наоборот, очень возбуждённым.

5. У него нарушаются сон, аппетит.

6. Стал чаще жаловаться на здоровье (голова, живот болит). Часто простывает. Нередко таким способом дети пытаются остаться дома, не ходить в школу.

7. К пятнице (субботе) настроение у него повышается, тогда как уже вечером в воскресенье или с утра в понедельник оно портится.

8. Становится плаксивым, капризным, раздражительным.

9. Жалуется на плохое отношение к нему в школе - со стороны ребят или учителя.

Как правильно себя вести родителям и как помочь ребёнку привыкнуть к школе, я расскажу в следующей публикации.

Продолжение. Начало в №1 за 2001 год.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум