logo 11/2003

Судьба


Мой ласковый и добрый человек

Моя подруга на вопрос "Сколько тебе лет?" без запинки отвечает:

- Восемьдесят.

Она никогда не ходила в школу, с трудом вспоминает, что живет в Петрозаводске и уже забыла о существовании детских садов.

Ее мир иной. Он состоит из огромного количества мягких игрушек, фломастеров, книг. И двора, в котором Таня гуляет каждый день. Люди делятся для нее на плохих и хороших, как и у всех нас. Но с небольшим отличием: для Тани уже тот человек добрый, кто пройдет мимо и не наградит обидным словом.

- Почему они на меня обзываются? Я ведь хорошая девочка. И они хорошие. Только Машка из соседнего подъезда дура. Я в следующий раз обязательно ей об этом скажу.

Так обычно говорит мне 25-летняя Татьяна при встречах. Большую часть времени мы проводим в таких невеселых разговорах: не могу я ей объяснить, почему люди бывают жестоки. И удивляюсь наивности Тани, которая готова здороваться с каждым встречным и открыто смотреть ему в глаза. Наверное, это производит странное впечатление - во время наших прогулок на ее приветствие отзываются только маленькие дети.

Двадцать пять лет назад таким же ребенком-крохой была и Таня. Ее мама, Светлана Филипповна Пицевич, у которой уже была старшая дочь, почти сразу заметила, что с младшей не все ладно:

- Когда Тане исполнилось три месяца, я не выдержала, обратилась к врачам. Мне казалось, дочка слишком спокойна: часами лежала в кроватке, никогда не плакала и не просила есть. Врачи сказали мне, чтобы я ничего не придумывала.

Опасения Светланы Филипповны оказались не напрасными. Только спустя три года девочке поставили диагноз - органическое поражение центральной нервной системы. В садике, в группе из тридцати человек, Таня была самым спокойным ребенком. Она постоянно играла одна, в стороне.

- В то время не было специализированных дошкольных учреждений, - вспоминает Светлана Филипповна. - А для таких детей самое важное, как можно раньше начать диагностику. Нет, воспитателей я не виню, что на дочку сил не хватало - им бы с обычными детьми управиться.

К семи годам Таня превратилась в подвижного, временами безудержного ребенка. В школу ее брать отказались. В специализированное учебное заведение - тоже, уж слишком непоседливой была. Целый год она провела дома. На следующий пришла учительница - изучить с Таней программу первого класса. И снова не повезло - уроки заканчивались и начинались не во время. Часто в положенные часы занятий мама девочки видела педагога в очередях за дефицитной колбасой. А потом уроков в Таниной жизни не стало.

- Сколько ни искала правды - ничего не получалось, - говорит Светлана Филлиповна. - Комиссия повторяла: у вас необучаемый ребенок, педагоги не помогут. Они сделали такой вывод после заявления Таниной учительницы, которую мы и видели всего несколько раз - та в своем журнале записывала несуществующие уроки.

Прошло еще несколько лет. Таня росла, а когда ей исполнилось 13, стала заниматься во Дворце творчества детей и юношества, где как раз начался российско-американский проект "Гармония". В рамках проекта по программе "Шаг навстречу" Таня восемь лет рисовала, участвовала в спектаклях, играла на кантеле, пела и общалась с ребятами.

- Для нее очень важен был такой опыт общения, - замечает Евгения Валерьевна Файзырахманова, координатор программы "Шаг навстречу". - Таня пришла во Дворец совсем ребенком, а ушла воспитанной девушкой. Мы научили ее общаться и дружить. Но у нас ничего бы не получилось, если бы не ее родители, особенно мама.

О Светлане Филипповне отдельный разговор. Человек огромной душевной теплоты, она прошла через все испытания, связанные с воспитанием дочери. У родителей особых детей выбор небольшой: либо отдать чадо в интернат, либо заботиться о нем дома, давая сильнодействующие успокоительные или контролируя его настроение самостоятельно. Мама Тани старается не замыкаться в четырех стенах, она пытается решать проблемы своего ребенка, помогая при этом другим.

Больше десяти лет Светлана Филипповна состоит в Республиканской общественной организации под названием "Особая семья". Она объединяет мам и пап, которые имеют детей-инвалидов. Вместе с другими родителями устраивает ребятам праздники, покупает подарки на Новый год, выезжает в летний лагерь. Но этого мало, чтобы дети с особым развитием не чувствовали себя вне общества.

- После 18-ти лет они официально становятся взрослыми, а на самом деле ненужными, - говорит Светлана Филипповна. - Ребят не берут ни в секции, ни в кружки. Если до этого ребенок где-то занимался, ему невозможно объяснить, почему теперь туда вход закрыт. Моей Тане остается лишь вспоминать имена своих друзей и звонить им по телефону.

Не понимаю, почему общество изолирует себя от детей с особенностями в развитии, почему Татьяна и тысячи других детей с похожими проблемами лишены полноценного общения в коллективе? Кстати, помощь нужна не только им, но и нам. В нашем сумасшедшем мире так порой не хватает ласки и добра. Когда мне не по себе, я вспоминаю о своей Тане, которая часто повторяет слова:

- Мой ласковый... Мой ласковый... Так можно сказать?

Слыша нежные интонации ее голоса, я улыбаюсь и отвечаю:

- Можно.



Мария ОТРЕПИНА


Редакция | Наш форум