logo 11/2002

Архитектура


Мы не ведаем, что потеряли


Дом крестьянина в январе 1929 г.

У каждого города свое лицо. И формируется оно архитектурой - зданиями, возведенными в нем и образующими среду существования его жителей. В связи с приближающимся 300-летним юбилеем Петрозаводска заметно возрос интерес к его истории, одной (и немаловажной!) из составляющих которой является история архитектуры города-юбиляра.

Чем физиономия одного города отличается от другого? Что запоминается, удивляет и становится своеобразной визитной карточкой? Конечно же, уникальные здания и архитектурные памятники, исторические достопримечательности и места, связанные с выдающимися личностями. Так получилось, что в Петрозаводске не осталось ни одного объекта, относящегося по времени к его основанию. От Петровского завода сохранились едва заметные остатки плотины в устье Лососинки. Следы деревянных бастионов крепости и первых дворцов слободы можно отыскать на территории нынешнего Парка культуры и отдыха лишь с помощью археологических раскопок. Петропавловский деревянный собор, свидетель расцвета Петровского завода, сгорел дотла в 1924 году... И тем не менее город Петрозаводск существует и имеет свои "визитные карточки", у которых свои истории и свои судьбы сродни судьбам людей.

Начиная цикл заметок об архитектуре Петрозаводска, хотелось бы отдать дань памяти одному уникальному нашему зданию, погибшему безвозвратно совсем недавно, - Дому крестьянина, известному в народе как бывшая филармония.

В Петрозаводске сохранилось несколько деревянных общественных зданий, построенных в 1920-30-е годы, придающих своеобразие застройке города. Достаточно вспомнить детскую поликлинику № 1 (ранее - Министерство иностранных дел КФССР), бывшие здания горсовета и "Кареллеса" на проспекте Ленина возле гостиницы "Северная". Они обращают на себя внимание двухцветной раскраской и придают некий западный, финский колорит центральной части города. В те годы в Петрозаводске почти не возводилось зданий из кирпича в связи со сложной экономической ситуацией. Здание же на улице Гоголя, 6 строилось из дерева исключительно по принципиальным соображениям - это был Дом крестьянина, и по стилистике архитектурного образа он должен был напоминать именно традиционный крестьянский дом.

На проектирование здания правительством республики был объявлен конкурс, в условиях которого указывалось, что "Дом должен быть деревянным, в крестьянском стиле, двухэтажным, на каменном фундаменте". На конкурс было представлено 10 проектов. Один из них, разработанный ленинградским инженером П. М. Розенблюмом, получил 1 премию и осуществлен строительством в 1927-28 годах.

Этот терем, срубленный плотниками в лучших традициях карельского деревянного зодчества, стал самой удивительной достопримечательностью Петрозаводска и, благополучно пережив Великую Отечественную войну, дошел до наших дней причудливым осколком некогда богатого архипелага по имени "Деревянное зодчество русского Севера". Осколок этот по времени строительства сильно оторвался от архипелага, за что многими специалистами характеризовался всего лишь как стилизация. Но если присмотреться к Дому крестьянина внимательнее (к сожалению, теперь только по сохранившимся фотографиям), можно открыть гармоническую слаженность частей и целого, понимание автором сути традиций народного деревянного зодчества и их эстетической природы.

Габариты здания в плане примерно 30 на 30 метров. Тот, кто хоть раз имел дело со срубами, знает, что размеры деревянной постройки определяет длина бревен. В данном случае потребовалось как бы срастить, "перевязать" несколько таких срубов, чтобы получить объем, вмещающий гостиницу на 63 места, столовую, лекционный зал, библиотеку. Однако здание отнюдь не кажется тяжелым и аморфным: в Доме крестьянина найден верный масштаб за счет выступающих и западающих частей, соответствующих отдельным срубам. Ни один фасад здания не повторяет другой.

Живописная асимметричность объема дополняется богатым декоративным убором, причем здесь почти нет прямого, механического заимствования деталей народного зодчества. Исключением, пожалуй, являются лишь причелины с кистями на эркере бокового фасада да резные подзоры под крышей. Навершия наличников окон - две птицы и елочка между ними - из плоских прорезных, используемых в традиционных крестьянских домах, приобрели скульптурную объемность и окончательно утратили связь с заонежскими и вепсскими прототипами, в которых явно просматриваются заимствования из барокко.

Ставни получили остекление и "помогли", не нарушая общую стилистику, увеличить размеры окон, необходимых в этом общественном здании. Декоративные балкончики 2-го этажа имели выходы в отличие от многих крестьянских домов, где они несли сугубо художественную нагрузку. Террасы 1-го этажа похожи на гульбища, но не опоясывают все здание, а прерываются и сопутствуют лишь функциональной необходимости. В этом здании не ощущается измельченности и перегруженности декором, потому что декоративные детали вплелись в его архитектурную ткань органически как неотъемлемая часть, не нарушая цельности художественного образа.

Дом крестьянина похож на более древние наши памятники народного зодчества не случайно, ибо у них одна основа: архитектурно-художественное и конструктивно-техническое единство сооружения. Плотники, срубившие этот терем, обладали высокой профессиональной культурой, которую вряд ли сыщешь сегодня. Судя по тому, что бревна Дома крестьянина, перенесшего два пожара, целый год находившиеся под снегом и дождями без кровли, все-таки имели на поперечных распилах совершенно чистую и здоровую древесину (вопреки умозрительным утверждениям некоторых "экспертов"!), можно сделать вывод о том, что лес заготовлялся в соответствии с традиционными правилами, когда на постройку отбирали только лучшие деревья: крупные, смолистые сосны и ели. Углы, безупречно срубленные таким образом, чтобы оставались концы бревен ("в обло"), выпуски-кронштейны, поддерживающие эркер, придавали особую пластичность зданию. Ровно, без малейшего зазора, подогнанные венцы также выдают высокое мастерство плотников.

В Доме крестьянина прошлое соприкоснулось с современностью и, прожив менее 75 лет, ушло от нас, не сумевших сохранить и защитить от уничтожения памятник истории и культуры. Это здание было живым экспонатом, именно живым, несмотря на то, что после реконструкции 1950 года ослепло на один фасад и, потеряв все окна в сторону улицы Гоголя, выглядело заколоченным и скучным. Это уникальное в своем роде здание-терем словно явилось к нам сюда, в большой город, чтобы напоминать о бесконечном море разнообразных построек народного деревянного зодчества, разбросанных по городам и весям нашей республики.

Мы не сумели его сохранить - охраняемое государством здание Дома крестьянина - в центре Петрозаводска. Кажется, что гибель его приобретает некий мрачный символический смысл, и возникает резонный вопрос: кто сохранит все остальные, возможно, более достойные сохранения памятники деревянного зодчества? Или они стоят, пока никто не "положил" на них глаз для своих корыстных целей? Похоже, что так. А наш несчастный Дом крестьянина, погибавший целый год на глазах у специалистов-деревянщиков, реставраторов, органов государственной охраны, сильно мешал своим видом в преддверии славного юбилея Петрозаводска. То, что не сумели сделать два пожара, энергично доделали человеческие руки - руины Дома крестьянина (кстати, все еще сохранявшие статус исторического памятника!) были разобраны в рекордные сроки - за 5 дней. Такое вот жертвоприношение юбилею города.

Мы не ведаем, что делаем, и не понимаем, что потеряли. Город, которому исполняется 300 лет, страдает отсутствием исторических объектов и становится неинтересен, так как, утрачивая самые уникальные здания, все больше и больше делается похож на другие города.

Известный московский архитектор и ученый В. Глазычев в свое время так начал свой путевой дневник, направляясь в конце 1960-х в Кижи через Петрозаводск: "Когда в городе нет интересной архитектуры, вежливые люди говорят, что он очень зеленый. Когда местные раритеты можно перечесть по пальцам, - что там мало машин и чтят пешеходов. Петрозаводск зеленый, и машин мало, и здания - не ах! Милый очень город. Во всяком случае, летом, при солнце и когда тепло..." И опубликовал этот дневник в общесоюзном журнале. Оказывается, так мы выглядим со стороны, и нечего обижаться на уважаемого В.Глазычева. Так что там у нас осталось из того, что хорошо горит?

Р.S. Самое трагическое для Дома крестьянина заключается в том, что те, кто с таким упорством освобождал для себя лакомую строительную площадку в центре города, по-видимому, не знают, что в соответствии с новым генеральным планом Петрозаводска и картой строительных ограничений территория бывшего Губернаторского сада является зоной, где запрещено строительство. Во-первых, сам сад имеет статус исторического ландшафтного памятника, во-вторых, это охранная зона единственного нашего архитектурного ансамбля, относящегося к XVIII веку - зданий на Круглой площади и дома горного начальника по ул.Энгельса, 5.


Дом крестьянина в 1996 г.


Елена ИЦИКСОН,,
архитектор
Редакция | Наш форум