logo 12/2001

Карелия на "Золотой карте России"


И ПРОВИНЦИЯ ИНОГДА УДИВЛЯЕТ СТОЛИЦУ

В этом смогли убедиться те, кто посетил выставку "Художественное наследие Карелии. Эпос. Иконопись. Народное искусство" в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция была подготовлена в рамках проекта "Золотая карта России", цель которого - показ столичному зрителю шедевры периферийных музеев.

По словам заместителя директора Третьяковской галереи Александра Морозова, подобные выставки представляют собой огромное количество свежего материала, интересного и специалистам, и просто ценителям искусства. Далеко не всегда у них есть возможность выехать куда-то в отдаленные города страны. А между тем, в фондах провинциальных музеев хранятся поистине первоклассные экспонаты. И Музей изобразительных искусств Карелии не исключение. В проекте "Золотая карта России" он представил свою коллекцию в Третьяковской галерее тринадцатым по счету. Число "чертовой дюжины" не стало для нашего музея несчастливым.

Когда заходишь в залы, отданные на откуп проекту "Золотая карта России", первым делом окунаешься в мир "Калевалы", знаменитого карело-финского эпоса, запечатленного в работах карельских и петербургских художников. Рядом с ними соседствует огромная, во всю стенку, фотография, на которой в лучах вечернего солнца холодные волны лижут скалистый берег. Типичный пейзаж для нашего края. Как считает сотрудница Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения Галина Андреева, фотоиллюстрация эта здесь была просто необходима:

- Нам показалось очень важным ввести образ Карелии как земли древней культуры, древнего эпоса. Понятие "карельская земля" - это не только географическое понятие. Это еще и особая культура, природа, мифология...

Галина Андреева была среди тех сотрудников галереи, которые готовили выставку к показу. Для того, чтобы отобрать экспонаты для будущей экспозиции, ей пришлось не раз и не два приезжать в Петрозаводск.

- Мы столкнулись с определенными трудностями при подготовке выставки. Нам хотелось представить очень многое из фондов карельского музея. Хотя в сферу моих интересов входят XVII- XIX века, я открыла для себя искусство Карелии двадцатого века. Это любопытное художественное явление, родившееся на пересечении рафинированной столичной линии, которую представляли связи с петербургской Академией художеств, потом с Ленинградом, и влияние Скандинавии через Финляндию. Соединение этих традиций дало колоритное, самобытное явление, к ярким представителям которого можно отнести и ныне живущих мастеров, таких как Екатерина Пехова, например. Но из-за стесненных условий и небольших выставочных площадей пришлось ограничиться только тремя темами: древнерусское искусство, народное творчество и эпос "Калевала", как тот фундамент, на котором стоит карельская культура. И здесь даже специалистов ожидают серьезные открытия: хотя бы одно то, что "Калевалу" иллюстрировали не только карельские художники, но и ученики школы Филонова из Петербурга Алиса Порет и Михаил Цыбасов. Их графические произведения - филигранные, тонкие работы самой высшей пробы.

Несомненной жемчужиной экспозиции "Художественное наследие Карелии" все без исключения назвали коллекцию древних икон Русского Севера. По признанию Александра Морозова, второй такой на Северо-Западе России нет. В отличие от других северных центров, таких как Архангельск, где преобладали традиции городской культуры, карельское художественное наследие более связано с крестьянской жизнью. Поэтому в "северном письме", как еще называют иконы Русского Севера XV-XVIII веков, соединились живописные традиции новгородской, архангельской школ и орнаментальность, присущая росписи предметов быта. Особенно это заметно в произведениях карельских иконописцев из Сегозерья, где существовала если не школа, то собственная техника письма. В ней чудесным образом соединились оранжево-синий колорит расписных прялок, мотивы карельской вышивки и Библейские сюжеты. Соседство икон, прялок и других предметов обихода в залах Третьяковки не выглядит случайным. Как подметила искусствовед Галина Андреева, все эти произведения объединяет одна Душа Народа.

Наверное, именинницей должна была чувствовать себя во время открытия выставки реставратор Музея изобразительных искусств Карелии Ирина Куспак. Одной ей известен весь путь, который прошли иконы от забвения до выставки в Третьяковке. Одна из них - икона XVIII века "Никола Чудотворец" из села Пяльма - в Петрозаводске еще не была представлена широкому кругу зрителей. Лишь в прошлом году она была расчищена от грубой малярной живописи, что скрывала более древний и ценный слой. Реставраторы из мастерских Грабаря - московские коллеги Ирины, которые когда-то помогали создавать коллекцию карельского музея, пришли на выставку, чтобы взглянуть на плоды своих трудов, а заодно и дать несколько советов по замене тонировки масляной краской на более деликатную акварельную или темперную... А это значит, что ждет старинные иконы новая, можно сказать, уже третья по счету жизнь.

К новой жизни готовится и сам Музей изобразительных искусств Карелии - в 2002 году он откроет свои двери после капитального ремонта. Уже известно, что консультировать петрозаводских специалистов в создании новой экспозиции музея будет сотрудница Третьяковки Нина Дивова, которая и создавала внешний облик выставки "Художественное наследие Карелии" в Москве. Кстати, откроется музей в Петрозаводске выставкой из Третьяковской галереи. И это будет подарок городу к его 300-летию.



Юлия Утышева,
журналист, постоянный автор "Лицея" с 1993 года. Пишет о живописи, театре.


Редакция | Наш форум