logo 11/2003

ТВ-ВЗГЛЯД


ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЦРЕАЛИЗМА

"Действие фильма не выходит за пределы комнаты, где происходит заседание парткома. И тем не менее напряжение конфликта, развитие драматической борьбы не ослабевает. В спорах о премии раскрывается характер людей. Все они по-своему честны, желают строительству успеха. Но одних давит авторитет успокоившегося руководителя, другие робеют перед отступлением от привычного, третьи хотят спокойствия, четвертые не сразу понимают глубокие причины несговорчивости бригады..."

Так в своё время критика описывала одну киноленту, считавшуюся актуальной и новаторской для середины 70-х годов, но безнадёжно забытую ныне. Тогда зрители только посмеивались над комплиментами в адрес фильмов "производственного" жанра.

И вот они чудеса непредсказуемой истории: пришедший к нам два года назад жанр "реалити-шоу", обернулся для россиян возвращением эстетики киношедевров социалистического реализма. Только двадцать лет назад герои боролись за идею, а сейчас - за вполне конкретные деньги и призы. В остальном всё до гениального просто: несколько обычных, не отмеченных никакими талантами человек помещаются в определенную обстановку - и все это снимается в течение продолжительного времени скрытыми камерами. Остальное - интрига, конфликты, сложные взаимоотношения несовместимых характеров - возникнет само собой тогда, когда команда привыкнет к камерам и забудет о них.

Ярчайшим образцом такого "производственного" сериала XXI века было стартовавшее в июне и закончившееся в первых числах ноября на канале "ТНТ" шоу "Дом". Не случайно краткое содержание предыдущих серий всякий раз шло под мелодию "Здравствуй, страна героев!" и было стилизовано под сталинскую кинохронику.

Девять семей три месяца строили в Подмосковье дом стоимостью в восемь миллионов - символ светлого будущего, о котором они ежедневно мечтали, спорили и даже рисовали картинки по заданию ведущего. Даже конфликты, разворачивавшиеся на строительной площадке, точь-в-точь повторяли типовые сюжеты о том, как стопроцентно положительный прораб воюет с несознательными, лишенными чувства коллективизма работниками. И хэппи-энд, когда побеждают самые достойные, вызывающие симпатию у зрителей, игроки-строители, был достаточно предсказуем.

Что же произошло? Почему "реалити-шоу" сейчас способны отбить аудиторию у любых более-менее содержательных программ? На мой взгляд, дело здесь вовсе не в политике и даже не в ностальгии по "старым и добрым" временам, просто зритель захотел увидеть на экране самого себя. Реальную жизнь, живых людей, настоящие, а не наигранные чувства.

Вот почему из двух видов "реалити-шоу" - "бытовых" и "экзотических" - последние не имеют никакого будущего на нашем телевидении. Самый громкий из подобных проектов - "Последний герой" - ещё пользовался успехом при показе первой серии, в дальнейшем же для очередной "робинзонады" к участию привлекались "звёзды". Иначе просто невозможно было привлечь интерес широких масс к островной жизни. Зато "бытовые" шоу не только живут и процветают, но и усложняются раз от раза. Нынешние участники шоу, в отличие от первых "застекольщиков", завоевали славу и призы не самим фактом появления перед камерой, а трудом.

Если и дальнейшие реалити-шоу, подобные "Дому", будут развивать тему, что деньги надо зарабатывать, это будет самый честный и полезный жанр российского телевидения. Превращение у нас в телезвезду хотя бы одного человека, знающего цену настоящему труду, можно смело считать признаком выздоровления общества от многих опасных болезней - в том числе и от неверия в возможность обустройства страны собственными силами. Как там пелось в песенке-заставке? "Дом своей мечты сам построишь ты..."



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум