logo 11/2003

Провинция и театр


Территория мифа

В рамках проекта "Культурная эволюция" Фонда Форда и газеты "Культура" в ноябре в Саратове состоялся театральный семинар для региональных журналистов, пишущих о культуре. На семинаре побывали и авторы нашей газеты.

Город Саратов тяготеет к абсурду, там всё так же логично, как в сказке "Алиса в Зазеркалье". Каждый час на башне играют первые такты мелодии "Огней так много золотых на улицах Саратова" и бьют часы. Правда, на городских улицах темно и часы бьют ровно на час больше - по летнему времени...

Повинуясь всё той же странной логике, труппа Саратовского академического театра драмы давала спектакли специально для участников семинара в здании Саратовского театра оперетты, расположенного в городе Энгельсе - по другую сторону "великой русской реки". На скромненькой программке бросалась в глаза надпись "Французский сезон".

Семинар был посвящён проблемам современного театра - не только в теоретическом аспекте, но и в практическом. Знакомые "вечные вопросы" самого большого драматического театра в провинции: старое здание, протекающая крыша, нехватка денег, отсутствие взаимопонимания между молодым художественным руководителем, министерством культуры и администрацией театра - параллелей с Петрозаводском много.

Сейчас здание театра драмы находится на ремонте, труппа работает во Дворце культуры училища МВД. Но на фоне прошлогодних революций это конструктивно, так как театр, отчаянно боровшийся за существование, всё-таки выжил. Благодаря помощи СТД, СМИ и театральной общественности дело дошло до того, что в прошлом сезоне были освобождены от должности директор театра и министр культуры. Забыв про предыдущие расколы внутри труппы, артисты объединились и отстояли перспективного режиссёра и новую театральную эстетику.

Художественный руководитель театра Антон Кузнецов - коренной саратовец, после окончания режиссёрского курса Льва Додина несколько лет работал в театрах Франции. Откуда привёз чёткие творческие принципы, активную жизненную позицию и полезные культурные связи, - и всё это поставил на службу родному театру.

"Самое главное - дать сегодня работать молодым. Или завтра мы театр потеряем..." (Антон Кузнецов)

Семь лет назад в труппе не было среднего поколения, молодёжью заниматься было некому, маститые актёры существовали на сцене в рамках собственных штампов - более или менее убедительных, о гастролях и поездках на фестивали и думать забыли. Сейчас в театре большая сбалансированная труппа, много молодых артистов, на которых ходят. Именно они тянут репертуар - по 268 спектаклей в год!

Всего в текущем репертуаре 24 постановки, из них 14 - Антона Кузнецова. Даже в прошлом сложном в политическом отношении сезоне было пять премьер. Ставка на молодых для режиссёра принципиальна - также как и на свои кадры. Впервые набран при Консерватории смешанный актёрско-режиссёрский курс - нужны молодые режиссёры. А у Кузнецова уже новый проект расширения театрального образования - в театре нет своего художника, необходимы сценографы, художники-технологи по костюмам, по свету и т.д.

"Занимаясь чужой культурой, мы так или иначе продолжаем заниматься своей..."

Культурной экспансии Антон Кузнецов не боится. Его актёры ещё в процессе театрального обучения обращают особое внимание на французский язык, в некоторых программках много французских фамилий - сценография, свет, музыкальное оформление. Труппа неоднократно играла во Франции, с театром Гавра установились постоянные отношения. Для Кузнецова важно, чтобы актёры и зрители чувствовали, что Саратов - часть общего театрального процесса.

"Мне чаще приходится ставить не пьесу, а автора..."

Из четырёх представленных спектаклей два - "На дне" Горького и "Сплендидс" Жене - поставлены по пьесам, остальные два - "Долгие счастливые дни" по Геннадию Шпаликову и "Господин dе Мопассан" - придуманы режиссёром совместно с завлитом театра Ольгой Харитоновой. Постановки спорные, но в каждой видна личность автора, а такие спектакли всегда смотрятся с интересом.

"Начиная с "На дне" мне интересна одна вертикаль - человек..."

Принципы монтажа, смены крупного и общего плана, мобильная минималистская сценография позволяют режиссёру выгодно показать каждого актёра в каждой роли. В целом, во всех спектаклях тема главного героя нивелируется, и главной становится сама жизнь - в данном пространстве и времени: жизнь ночлежки, банды, страны. Из постановок уходит деление ролей на второй и первый план, и в этом смысле постановки Кузнецова очень современны - время негеройское отражается в спектаклях.

Кроме посещения спектаклей, встреч с театроведами, драматургами и переводчиками участники семинара побывали на экскурсии в Доме-музее художника Павла Кузнецова. Изобретательному директору Дома Игорю Сорокину и его сотрудникам удалось воплотить в реальность виртуальный сад. Оттолкнувшись от строчки в автобиографии Кузнецова "родился в семье садоводов", они посадили однажды саженцы яблони, которые впоследствии растащили соседи.

Весною золой на снегу нижегородский художник ... нарисовал тени украденных яблонь. Летом провели акцию "опыление", в которой пыльцой стали красящие пигменты. Осенью наварили пятьдесят банок варенья из поволжских яблок. И разослали его по всем музеям мира, где хранятся картины Кузнецова. Так сад возродился вновь.

В области мифа работает и "настоящий наивный художник" Казаков-Клинцовский, работы которого выставлены в Доме-музее: на них Пушкин, чинивший карету в сельце Саратовской губернии, заяц, не допущенный к немцам на линии фронта, Суворов, Пугачёв. И доверительная подпись вверху на одной из картин: "Это правда!"



Наталья КРЫЛОВА


Редакция | Наш форум