logo 11/2003

О вкусах и вкусностях


Пусть шоколад будет разным

С некоторых пор стала я замечать, что из всех возможных видов шоколада с многообразными начинками и привкусами предпочтение отдаю самому простому классическому черному с горчинкой и желательно отечественного производства. Не то, чтобы он обязательно должен быть сделан в России, но вкус - главное.

На семинаре в Саратове некоторым журналистам повезло - они стали обладателями книжки петербургского литератора Татьяны Москвиной "Хвала плохому шоколаду". Мне, к сожалению, она не досталась, зато теперь есть стимул побродить по книжным магазинам в поисках этого сборника эссе. Очень уж подкупила меня позиция Москвиной, снискавшей славу одного из самых одаренных и злых критиков нашего времени. При более близком знакомстве с ней в Саратове оказалось, что не так уж она и зла. Скорее несколько утомлена необходимостью постоянно оценивать самые разные проявления театрального и кинотворчества. А значит - должна проглатывать даже самую неудобоваримую духовную пищу.

Что же такое "плохой шоколад" по Москвиной? Это одна из градаций искусства. То есть существует "хороший шоколад", "плохой шоколад" и "вообще не шоколад". Что касается последнего, то его желательно исключить из своего рациона: есть спектакли-вампиры, которые лучше вообще не смотреть, потому что они не обогащают зрителя, а напротив - отнимают у него жизненную энергию. В оценке всех остальных театральных опусов для Татьяны Москвиной существует только один простой принцип: она против своеволия режиссера. Драматургическая основа, слово автора являются той ценной жемчужиной, которую нужно отшлифовать и преподнести в самом великолепной виде.

Главный режиссер саратовского Академического театра драмы Антон Кузнецов много читает и слово любит. Его актеры произносят текст пьесы бережно, проговаривая каждый звук. Конечно, сценический язык Кузнецова нельзя уже назвать сугубо отечественным: есть что-то в нем от европейского театра. Сказываются годы жизни, проведенные во Франции. И с творчеством Пины Бауш он знаком не понаслышке - цитаты из ее танцевальных спектаклей угадываются в пластике актеров, и минимум декораций, и некая "клиповость" быстрой смены действия... Но главное - горьковатый вкус русской театральной школы все-таки остался.

Смотрела я и радовалась: нет, не утрачен еще секрет приготовления настоящего шоколада! Как не утрачен он и в Петрозаводске, где даже приезжие режиссеры, искушенные столичным многообразием экспериментов, ставят так, будто хотят донести свою - а главное: и драматурга! - мысль до каждого. Главный режиссер театра "Творческая мастерская" Иван Петров как-то признался:

- Через определенные отрезки времени меняется мода на театральный язык. И когда театры надолго застревают в одной позиции, особенно, той, что называется авангардом, это не самый лучший выход. Талантливые поиски я не отрицаю, они должны присутствовать и в нашем театре, но должна быть определенная пропорция, потому что давление формы над содержанием, с моей точки зрения, разрушает смысл театрального искусства. В основе его всегда остается драматургия - литературное произведение, которое имеет определенную мысль, раскрывает определенную позицию.

Ну, а что же шоколад? Да пусть он будет разным. Только я выбираю настоящий.



Юлия УТЫШЕВА


Редакция | Наш форум