logo 11/2003

Особые дети


ИЖДИВЕНЦЫ ПОНЕВОЛЕ

Продолжаем разговор о проблемах выпускников коррекционных школ-интернатов

Казалось бы, чего проще: дать человеку удочку и научить ловить рыбу вместо того, чтобы всю жизнь кормить его за скудные государственные средства. Но вот российское правительство так не считает: Министерство труда РФ выделяет на пособия 20 миллиардов рублей - в 20 (!) раз больше, чем на профессиональную занятость.

Привыкли не работать

- Столкнулся с тем, что после 35 лет инвалиды не хотят учиться и работать, - говорит Гивий Карапетов, зам. руководителя департамента федеральной службы занятости населения по Карелии. - Привыкли, что государство их социально защищает. Желает трудиться только молодежь. А потому нужно сконцентрироваться на профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ.

В прошлом году впервые в республиканском бюджете выделили деньги - 350 тысяч рублей - на профессиональное обучение инвалидов. Министерство труда и социального развития Карелии совместно с Департаментом службы занятости направило эти средства на профессиональную реабилитацию инвалидов, в том числе на обучение компьютерной грамотности выпускников школы-интерната № 22.

Несколько сотен тысяч рублей - небольшая сумма. Но сложности не только из-за денег.

Ткут и пекут в школе

Рассказывает директор Повенецкой коррекционной школы-интерната № 18 Владимир Борщенко:

- Раньше мы отправляли детей в Борисоглебск и другие города, где были специальные обучающие учреждения для выпускников коррекционных школ. Теперь ничего этого нет, готовим детей своими силами. В школе создали материально-техническую базу: у нас есть свинарник-маточник, цеха по выпечке хлеба, пошиву одежды. Учим ребят ткачеству, пекарскому делу, уборке помещений и другим простейшим видам работ. А по более сложным профессиям их готовят в Медвежьегорском профессиональном училище, где есть необходимая производственная база.

В рамках международного проекта "ТАСИС- бистро" совместно с финскими коллегами из Центра профессионального образования Мерикоски была разработана программа развития специального профессионального образования. Благодаря ей ребята с ограниченными возможностями здоровья учатся на базе профессионального училища № 11 Медвежьегорска и профессионального лицея № 6 Сегежи. Там закупили специальное оборудование, ввели в штат социальных педагогов и психологов, уже 20 мастеров производственного обучения и преподавателей прошли подготовку в Финляндии.

Ныне профессиональное училище № 11 считается ведущим учреждением Карелии в области профессионального коррекционного образования. Но не все и там радужно. В медвежьегорском училище детей со сложными дефектами готовят лишь по специальности штукатур-маляр. Как показывает практика, ребята с этой специальностью оказываются не востребованы. Очевидно, училищу нужно быть более гибким и переходить, например, на подготовку слесарей-сантехников, которые всегда нужны.

Скидок не делают

Вообще, сложностей с обучением особых детей в училищах хватает. В республике нет типовых положений о классах и группах для детей с серьезными физическими и умственными отклонениями.

- Скидок на то, что в группе учатся дети-инвалиды, нет. Если наполняемость группы не соответствует норме в 25-30 человек, это рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, - говорит Николай Балалаев, начальник отдела начального профессионального образования и профессиональной подготовки Минобразования Карелии. - Мы готовы, но не можем учить инвалидов на дому - это тоже не предусмотрено бюджетом. А как иначе заниматься с тем же инвалидом-колясочником, если в училище нет ни пандусов, ни приспособленных туалетов?

По словам Николая Балалаева, с 2005 года система начального и среднего профессионального образования перейдет с федерального на республиканский бюджет. Он уверен, что карельские законодатели одобрят создание мини-групп для инвалидов. Иначе грош нам цена.

Проблема усугубляется еще и тем, что общее число абитуриентов уменьшается - по прогнозам в 2006 году их станет на 30 процентов меньше. Число же особых детей растет. Например, если в прошлом году в училища и техникумы поступили 596 сирот, то в этом году уже 743! Среди них немало инвалидов.

Требуются печник и гравер

- Мы активно пытаемся приспосабливать выпускников к жизни. В этом нам помогают Центр содействия занятости молодежи и Центр занятости, - говорит Николай Брысин, зам. директора Петрозаводской школы-интерната № 22 по социально-педагогической работе. -Восьми- и девятиклассники, например, работают по два с половиной часа в день уборщиками. ЖЭУ платит им по 500 рублей, столько же доплачивают ребятам по социальной программе. Школьники помладше убирают по выходным в Парке культуры и отдыха, за это их катают на аттракционах. Еще ребята занимаются в школе по программе "Имею право", где изучают в том числе трудовое законодательство.

Но не все в силах школы-интерната. К сожалению, растет число детей, которые не сумели получить неполное среднее образование. Поэтому они не могут получить и специальность: без аттестата их почти никуда не берут учиться профессии.

- В Карелии девять училищ ведут подготовку учащихся без основного общего образования. Их готовят по специальностям слесарь-сантехник, токарь-фрезеровщик, тракторист и другим, - говорит Николай Балалаев. - Возможно, этих специальностей недостаточно, но мы ориентируемся на рынок труда, стремимся, чтобы все наши выпускники нашли работу. Мы готовы открывать новые группы, если будут заявки от муниципалитетов.

По словам Николая Балалаева, самые большие сложности возникают с девушками, которые не окончили девяти классов. Кроме строительных профессий, их не привлекающих, предложить девушкам нечего.

Число специальностей в образовательных учреждениях необходимо увеличить - таково убеждение Николая Брысина. Сотрудники школы-интерната № 22 и Республиканского центра занятости проанализировали рынок труда. Выясняли, на каких специалистов в Карелии есть спрос и какие профессии подходят детям с проблемами здоровья. Оказалось, список специальностей, которые можно было бы открыть в республике, широк. Например, нужны вязальщицы трикотажных изделий, граверы, печники.

- Возьму это предложение на заметку, - сказал мне Николай Балалаев. - С Департаментом занятости и коррекционными образовательными учреждениями обсудим вопрос, по каким направлениям требуется организовать профессиональную подготовку.

Возможно, к сентябрю 2004 года какую-то новую специальность удастся открыть. Конечно, для этого нужно иметь материально-технические условия и получить лицензию. Но, скажем, подготовить гравера или гончара - не слишком затратно.

Другой вопрос, что многие профессии подразумевают открытие собственного дела. Но предпринимательству нужно учить, так что без новых учебных планов и программ не обойтись. Сейчас совместно с Карельским государственным педуниверситетом Минобразования Карелии разрабатывает программу "Предпринимательский подход в образовании". Она начнет работу в университете с января 2004 года. Программа является частью проекта "Реформа профессионального образования на Северо-Западе России".

Мытарства Станислава

Выпускникам интернатов нужно получать профессию, но проблема в том, что при училищах часто нет общежитий. Социальный педагог школы-интерната № 22 Любовь Иванова поведала о своих мучениях за девять лет работы, как бесплодно искала какие-то углы для своих воспитанников. Из-за этого и так обделенные жизнью ребята не смогли получить профессию по душе. Но забрезжил свет в конце тоннеля.

В Минобразования республики решили кое-что изменить. Некоторые учебные заведения объединили и теперь, например, в Петрозаводске в освободившемся общежитии училища № 10 будут размещать ребят, нуждающихся в жилье.

К сожалению, перспективы на будущее у выпускников часто туманны. Валентина Баранова, ведущий специалист Минобразования Карелии, рассказала мне о мытарствах Станислава Кузнецова. Старательный и прилежный Станислав, выпускник школы-интерната № 21 Петрозаводска, окончил училище № 17. Работу по своей специальности оператора видеосъемки не нашел. Год перебивался без заработка, затем устроился на курсы лифтеров. Сейчас работает по специальности. Но чтобы его приняли на работу, пришлось понизить группу инвалидности, а это в свою очередь сказалось на пенсии. Заработок на работе до того мал, что Станиславу выгоднее было бы и вовсе не работать. Он еле сводит концы с концами: на покупку той же одежды денег не остается. А недавно он остался совсем один, умерла мама...

Закон - не панацея

- Необходим республиканский закон о квотируемых рабочих местах для инвалидов, где был бы прописан механизм компенсации для работодателя, - уверен Гивий Карапетов.

Валентина Баранова же считает, что закон - не панацея, ведь во многих населенных пунктах республики предприятия либо на ладан дышат, либо уже развалились. По ее мнению, нужно создавать молодежные реабилитационные центры. Подобные существуют в Омске, Воронеже, Казахстане.

В Воронеже, например, ребята живут при центре в гостинице, их обучают по 16-ти специальностям, а затем предоставляют работу. В Казахстане - эту информацию я нашла в Интернете - рядом с экспериментальной школой-интернатом для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата открыли негосударственную (!) профтехшколу для инвалидов. Скоро здесь появится и мини-завод по производству рыбных консервов, на котором будут работать молодые инвалиды. Кстати, все эти инициативы идут от одного человека, основателя школы-интерната Шамиля Шакшабиева, который сам в результате тяжелой болезни лишился обеих ног и руки.

Попытка не пытка

Три года назад, сообщала одна из местных газет, несколько выпускников коррекционной школы-интерната объединились в общественную организацию, намереваясь открыть в Петрозаводске свое дело - кафе и массажный кабинет. Видно, попытки оказалась безуспешны - идея, похоже, так и не воплотилась в жизнь. Возможно, потому, что государство не дает кредитов на подобные проекты.

По словам Вячеслава Романова, председателя КРОО "Союз инвалидов", при их организации существует шесть предприятий, на которых трудятся около 300 людей с ограниченными возможностями здоровья.

- Наша главная задача - интегрировать инвалидов в общество, для этого и созданы наши предприятия. Они в первую очередь не производственные, а реабилитационные. Среди наших работников есть те, кто, клея конверты, способен заработать только 50 рублей в месяц. Но для этих людей главное не деньги: они друг с другом общаются, мастер для них как мама.

По его словам, непременно нужно использовать возможности их предприятий для профессионального обучения и адаптации инвалидов. Гивий Карапетов также считает, что на базе Союза инвалидов необходимо создать реабилитационный центр. Трудно сказать, в какие сроки это возможно осуществить. Хочется надеяться, что дело не сильно затянется. Ведь, как писал известный психолог Лев Выготский, в наших руках сделать так, чтобы слепой, глухой, слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезнет и само это слово - верный знак нашего собственного дефекта.



Анна АНИСИМОВА


Редакция | Наш форум