logo 12/2002

Психология на каждый день


БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Продолжение. Начало в № 1 за 2001 год

"У нас в семье двое детей, мальчишки. Младшему 5 лет, старшему 9. Друг без друга они очень скучают, но когда вместе, дома идут постоянные бои местного значения. Думается, это проблема многих родителей, имеющих двух и более детей. Мы просто не знаем, как нам, взрослым, правильно себя вести, на что есть смысл обращать внимание, а на что нет."

На собственной шкуре испытала радости и горести жизни старшей сестры. Так же, как и мой брат испытал все прелести бытия в семье младшего ребенка. Как мы выяснили позже, я завидовала привилегиям младшего брата, а младший завидовал привилегиям старшей сестры. И мы считали, что родители относятся к нам несправедливо.

Взрослым кажется, что они совершенно одинаково любят своих детей и отношение к ним одинаковое. У нас вообще родители любят доказывать себе самим и окружающим, что мы одинаково относимся к своим детям. Но это никому не нужно, да и невозможно в принципе. Все мы разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Дело не в количестве совместного семейного времяпровождения, а в его качестве, с учетом индивидуальных потребностей любого человека - как взрослого, так и ребенка.

Что делать родителям и взрослым, чтобы борьбы за их внимание между детьми было как можно меньше? Для начала постарайтесь увидеть в каждом ребенке прежде всего личность. Какие удивительные черты характера есть в нем? В чем ваши дети схожи, а в чем разнятся? Узнайте, что они ценят друг в друге. Что с удовольствием готовы делать вместе, а что - в отдельности.

Детская ревность - есть не что иное, как борьба ребенка за то, чтобы именно ему, единственному и неповторимому, провести время с родителями. Родители, часто в силу обстоятельств или дефицита времени, свободное время - отпуск, каникулы, выходные, праздники - стараются проводить одновременно с обоими детьми. При этом взрослые глубоко уверены в том, что так они смогут по-настоящему проявить свое внимание и любовь. Увы, детям так не кажется.

Да ведь и взрослые ценят больше всего качество общения с близкими людьми. Кому-то очень важно вместе садиться за стол, другой любит совместные просмотры телепрограмм,

третий - культпоходы.. А кому-то важно просто чувствовать локоть близкого человека рядом.

Вариантов много, но суть от этого не меняется: нам важно, чтобы нас понимали. То же нужно и детям. Только им значительно труднее, чем нам, потому что взрослый человек уже имеет определенный жизненный опыт и знания, которыми не обладают дети. Очень важно следование семейным традициям, которые будут объединять вас и принесут радость всем членам семьи. Выделите индивидуальное время для каждого ребенка, в особо важном для него деле или увлечении. В семье должны быть общие правила жизни, которые ни при каких условиях не нарушаются, независимо от возраста, здоровья и настроения.

Естественно, правила должны быть разумными и справедливыми. Разговоры типа: "Ты уже большой, а ведь он маленький; он больной, а ты здоровый и т.п." вы, и по собственному опыту знаете, к желаемому результату не приводят. Наоборот, чаще обостряют ситуацию. Это происходит из-за того, что вы обращаетесь к иллюзорному опыту из жизни старшего или младшего ребенка. Давайте подумаем вместе. Когда старший ребенок был в возрасте младшего, то он все воспринимал как маленький, а потому сейчас мало что помнит из того, о чем вы ему говорите. Это во-первых. А, во- вторых, тогда он был один, у него не было маленькой сестрички или братика. Поэтому и ситуация для него резко отличалась от нынешней. Так что, как ни крутите, нынешний жизненный опыт и знания ребенка не соответствуют его прошлому или будущему опыту.

Лучше всего обратиться за поддержкой и пониманием к старшему ребенку. Для этого дайте старшему прочувствовать и увидеть, как вы его понимаете и цените. Скажите о том, что вы очень рады его (ее) присутствию и помощи, как без него вам сейчас было бы трудно. Единственный совет: не ждите сразу же адекватной ответной реакции - для всего нужно время. И главное, самое трудное, что останется вам сделать, - изменить ряд своих привычек и стереотипов в поведении по отношению к себе и детям. Согласитесь, что на это тоже нужно время и определенная степень мужества.

Лично я, работая с детьми разного возраста, а также и со взрослыми, всегда начинаю работать только над самооценкой и верой человека в себя. По этому поводу Марк Твен писал следующее: "Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим человеком".



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум