logo 2/2001

Национальная память


ОДОЛЕТЬ СУДЬБУ-ЗМЕЮ СКАЧЕТ ПЛАМЕННЫЙ ЕГОРИЙ

Хорошо известно, что христианская церковь стала значимой не только в жизни отдельного человека, но явилась реальным фактором в деле национально-государственного строительства в Европе. Для Руси христианство тоже стало краеугольным камнем, положенным в основу объединения её земель.

Как ни горько осознавать, но финал II-го тысячелетия от Рождества Христова для России был отягощён той же проблемой - преодоления дезинтеграции государства, начавшейся в конце 80-х годов. Понимая, что Россию "надо сшивать", президент страны и поставил вопрос о национально-государственной символике, показавшейся некоторым политикам праздным, отвлекающим от насущных экономических задач.

Однако ещё известный психоаналитик К.Г.Юнг писал, что с разрушения национальной символики и начинаются социальные катастрофы. В этом мы воочию убедились. Через посрамление и разрушение советских памятников люди выражали несогласие с политикой государства, что и привело (разумеется, вкупе с другими причинами) к распаду Советского Союза. Актуальность проблемы подтвердили острые дискуссии, разгоревшиеся в связи с выбором музыки и стихотворного текста гимна новой России.

Возвращение Егория

Если реставрация советского гимна вызвала неоднозначную реакцию, то возвращение ряда образов христианских святых статуса национально-государственных символов прошло как бы не замеченным и воспринималось как акция вполне естественная и закономерная. Например, образ Георгия Победоносца не только вновь освящает герб Москвы и воинские награды, но статуэтка святого вручается победителям Московского международного кинофестиваля за достижения в искусстве, которого не знал великомученик.

Дело в том, что к моменту образования советского государства христианское сознание было глубоко усвоено русскими людьми (и православными других народов России), что активно работало на подсознательном уровне и приобрело характер устойчивой психической схемы, поэтому многие христианские архетипические модели праобразы) продолжали оплодотворять искусство.

И, тем не менее, мы говорим о возвращении Георгия Победоносца или, как зовут его в народе, Егория Храброго. Почему же святой, чей лик русичи видели на иконах, на гербе столицы и на бытовых предметах (керамических изделиях, женском рукоделье, ямщицких и свадебных колокольчиках), покинул Русь?

Погорельщина

На этот вопрос дали ответ известные русские писатели Серебряного века. Наиболее полно и глубоко образ Егория и георгиевский сюжет представлен в творчестве гениального поэта Николая Алексеевича Клюева. Анализ его текстов позволил выявить следующую антитезу. Россию как единую православную церковь символизирует христианская триада: Егорий, Николай, Спаситель или Богородица.

Николин предел - бревна рублены в крюк,

Чтоб капали вздохи и тонок был звук.

Егорью же строят сусеком придел

Чтоб конь-змееборец испил и поел.

Всепетая в недрах соборных живет...

("Песнь о Великой Матери")

Стране же, утратившей своё духовное поле, соответствует "связка" - волки+змеи.

Так, начало поэмы "Погорельщина" (1928 г.), где в атмосфере деревенского лада трудятся крестьяне-искусники, демонстрирует идеал русской соборности, идущей со времени "инспекторской" поездки святого по Руси, воспетой народом в духовных стихах. "Святый Егорий поезжаючи, А в книгу Вангалий всё читаючи, Веру христианскую прославляючи", и тогда по Божьему Слову весь тварный мир из состояния Хаоса преобразился в состояние Космической гармонии.

Восприятию Егория в качестве крестителя Руси способствовало и то, что образ раннехристианского святого слился в сознании русичей с образами великий князей, служивших на благо православной церкви, - Ярослава Мудрого в крещении Георгия и Юрия (Георгия) Долгорукого, память которого православные чтят 17 февраля.

Напомнив читателю об идеалах православия, поэт показывает, как страна, отрёкшись от Божьего Слова, ввергается в Хаос и соответственно в ней воцаряется Змий, превращая цветущую землю в погорельщину: "Сиговец змием полонен, И нет подойника, ушата, Где б не гнездилися змеята". Революционный октябрь персонифицирован в поэме в образе волчицы "грызущей лесной иконостас", в деревне "завывают избы волчьим воем", а люди начинают пожирать друг друга: "За кус говядины с печенкой Сосед освежевал мальчонка".

Апокалипсис Клюева отражает реальные события. По данным ЦСУ, опубликованным в начале 20-х годов, голод охватил в общей сложности 37 губерний и областей с населением 56 млн. человек, выявил случай людоедства, трупоедства, пожирания собственных детей. Эта же ситуация повторилась на юге страны в начале 30-х годов - в эпоху организованного властями голода.

Поэт показывает, как исчез с иконы Егорий и начался Исход всех русских святых, повлекший за собой гибель природно-материнских и христианских начал в России.

Лжеегории

В советскую эпоху вера в Бога сменилась верой человека - в вождя, присвоившего функции живого бога. Чтобы переориентировать сознание христианина, необходимо было материализовать новую идею в художественном образе. В 1906 году в повести "Мать" Максим Горький выполнил эту задачу.

Он наполнил христианскую символику новым смыслом, а схему "георгиевского комплекса" вывернул наизнанку. Так, Россия, где господствует Божье Слово, погружена во тьму Хаоса, поэтому рабочие и хозяева отмечены "волчьими" и "змеиными" знаками. Соответственно Михаил Власов не поёт, воет "глухим голосом" песню, мелодия которой напоминала "о зимнем вое волков". Образ главного героя проецируется на раннехристианские кризисные жития, в которых грешник, живший по волчьим законам, становится праведником. Судьба героя соотносится с судьбой апостола Павла, превратившегося из гонителя христиан в ревностного ученика Иисуса (заметим, что фамилия Власов является анаграммой первого имени апостола "Савл").

Павел читает запрещенные книги - Новое Слово, которое дали ему учителя-большевики, носящие знаковые имена: Николая Ивановича, Егора Ивановича и Софьи. Налицо известная нам триада. К тому же, Егор Иванович похож на псаломщика, пересыпает речь старославянизмами, а главное является для молодежи идеалом - "художником революции", несущим людям Свет Новой Церкви. Поэтому-то Ниловна и восклицает: "Ведь это - как новый бог родился людям!"

Если поначалу большевики и им сочувствующие использовали христианскую символику в своих целях, то потом, укрепившись во власти, они подвергли её жестокому посрамлению. О гонениях государства на православную церковь писали уже не раз. По-своему этот процесс отразился в литературе. Так, в тетралогии А.Линевского 50-х годов "Бушует Беломорье" герой, носящий имя Победоносца и фамилию Богданов (Богом данный), является плутом, которому не по пути с большевиками. Но в те же годы появился роман Б.Пастернака "Доктор Живаго", герой (Юрий-Георгий) воскрешает в памяти читателей представление о христианских ценностях. И возрождение началось...

Егорий на белом коне и космическом корабле

Напомним еще об одном: все великие события рассматриваются с разных исторических позиций. По-разному трактуется даже их датировка. В 1941 году чувства верующих были особенно оскорблены тем, что начало Великой Отечественной войны, пало на Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. А в 1945 году они были убеждены в том, что их ратный подвиг и молитвы были угодны Господу, раз День Победы совпал с Пасхой, которой предшествовал День Георгия Победоносца (6 мая). В свете этих фактов закономерно, что парад обеды должен был возглавить полководец на белом коне по имени Георгий.

Совпадение? Разумеется, высокого назначения Жуков достиг благодаря своему воинскому искусству, но вождь не мог не обратить внимание на его имя (ведь Сталин учился в духовной семинарии).

И ещё один пример: не раз объясняли в прессе, почему именно Юрий Гагарин был удостоен чести стать первым космонавтом земли. Не будем вновь перечислять все профессиональные характеристики и анкетные данные, но думаем, что сыграла роль глубинная память (уровень коллективного бессознательного) членов Государственной комиссии, высветившая образы демиургов: святого Георгия и птицы-гагары. И это сыграло свою роль...

Появятся ли в России новые герои, достойные имени Победоносца, есть ли у неё силы на духовный подвиг, дабы обрести состояние Космической гармонии, - на этот вопрос должен ответить каждый из нас.



Елена МАРКОВА,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН


Редакция | Наш форум