logo 2/2001

Выставка


ИСКУССТВО ТРАГИЧЕСКОГО ДВАДЦАТИЛЕТИЯ

Под таким названием заканчивает свою работу выставка в банке "Возрождение", открывшаяся в декабре прошлого года. Посвящена она советскому искусству второй половины 30-х - 50-х годов из фондов Музея изобразительных искусств.

О том, что это был за период в истории нашего государства, нет особой нужды вспоминать. Сложен и противоречив он был в жизни культуры и искусства. Тем не менее даже такая небольшая по объему выставка (25 живописных и 1 скульптурное произведение) начисто опровергают "ходячее" представление об искусстве того времени. Недаром в наши дни изобразительное искусство тех лет не только нравится зрителям, но и привлекает все более пристальное внимание серьезных искусствоведов.

Конечно, на выставке присутствует такое произведение "культового" характера как "Портрет И.В. Сталина" скульптора А.Н.Златовратского. Однако к чести художника необходимо отметить, что гипсовый бюст вождя практически лишен черт идеализации, раскрывает образ обыкновенного человека, сознающего всю полноту "бремени власти". К "официальному искусству", зародившемуся в то время, этот портрет можно отнести лишь с большой оговоркой.

Одним из самых заметных явлений в изобразительном искусстве 30-40-х годов была, безусловно, ленинградская школа городского пейзажа, сложившаяся еще в 30-е годы, в основном среди членов общества "Круг художников". Пейзажи Александра Ведерникова ("Первый снег", "Вокзал в Прибалтике", "Вид на Петроградскую сторону") открывают нам будничную красоту прославленной своими архитектурными памятниками северной столицы. Сохраняя искренность в восприятии природы, импрессионистическую свежесть передачи натуры, художник обнаруживает в пейзажах выстраданную гармонию цвета в трепетном мире хрупкой, но выразительной красоты. Для картин Вячеслава Пакулина ("Канал Грибоедова", "Каменноостровский театр"), выполненных в страшные годы блокадного Ленинграда, характерна взволнованная эмоциональность цвета, как бы прорывавшегося сквозь плотную сдержанную гамму, атмосфера тревожного ожидания.

Отдельными чертами близки к ленинградской школе пейзажи Р.Р.Фалька и А.А.Осмеркина. "На Неве Ленинград" 1939 года Роберта Фалька пронизан тем же чувством тревоги. Сумрачная гамма подавляет цвета. Нотки усталости, подавленности звучат в картине как отражение гнетущей обстановки в обществе конца 30-х годов. Совершенно иные, радостные, жизнеутверждающие мотивы ощутимы в пейзаже А.А.Осмеркина "Внутренний двор Эрмитажа" 1945 года. Работа отличается просветлённо-мажорным восприятием красоты знакомой нам с детства архитектуры. В этом, безусловно, находят отражение определенные настроения в нашем обществе послевоенных лет. Атмосферой праздничного ликования проникнуто небольшое полотно художника Александра Лабаса "Праздничная демонстрация". Характерный для конца 40-х годов настрой художник, сохранивший в своём творчестве живописные традиции ОСТа, передал ярко, экспрессивно.

"Портрет Петра 1" замечательного мастера советской книжной иллюстрации Константина Рудакова практически единственный на выставке. Петр предстает перед нами во всей сложности и неоднозначности своей натуры. Образ этого грозного, неукротимого в кипучей деятельности властителя, вершителя судеб огромной, созданной им империи, поневоле в то время воспринимался в сопоставлении с личностью Сталина.

Пейзаж 40-х - 50-х годов демонстрирует традиции живописи АХРР, уходящие корнями в передвижничество, на которой, в основе своей, базировалась живопись социалистического реализма. В духе старой добротно-реалистической школы живописи выполнен "Натюрморт. Овощи" Василия Яковлева. В традициях передвижников исполнены этюд "Середняк" Бориса Угарова да и его пейзаж "У ручья", как и пейзаж известной художницы 50-х - 60-х годов Лидии Бродской "Радуга над Днепром".

На этом общем фоне выделяются полные поэтического очарования, проникнутые чувством искреннего восхищения неброской красотой северной природы пейзажи Николая Ромадина "Ноябрь в Карелии" 1952 года, "Северная весна" 1955 года. Автор остается традиционным, то есть не порывает со сложившейся школой русского пейзажа, вернее, её лирической линией.

Замечателен натюрморт П.Кончаловского "Сирень в стеклянной банке". Он покоряет зрителя ощущением жизненной силы, поразительной свежести и аромата прекрасно написанных цветов. Интересно, что при этом в картине практически отсутствует пленэрный подход.

На выставке есть что посмотреть, порадоваться при восприятии прекрасного, поразмыслить, подумать. Нужно только отметить, что данной выставкой сотрудничество Банка "Возрождение" и музея не заканчиваются. В дальнейшем предполагается проведение еще ряда выставок советского изобразительного искусства, уже современного периода.



Сергей СЕРГЕЕВ,
искусствовед Музея изобразительных искусств РК


Редакция | Наш форум