logo 2/2003

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА КАРЕЛИИ


Тема 3. Народное зодчество

Методическое пособие для средней школы

В деревнях, состоящих из одного - пяти дворов, жила основная масса крестьян. Формируется и другой тип поселения - погост, объединявший группу деревень и хуторов. На погосте первоначально жили служители церкви, здесь находилась церковь и кладбище; позже здесь селились и крестьяне.

Деревни могли застраиваться внешне хаотически: постановка каждого дома, организация усадьбы с огородом и даже полем - все определялась интересами хозяина. Однако здравый смысл и интуитивное чувство ансамбля помогали крестьянину учитывать особенности ландшафта и уже сложившейся застройки. Практически все деревни выглядят очень живописно.

На протяжении всего средневековья формировался тип жилища-усадьбы, удобного для неустойчивых и суровых климатических условий - для жизни большой, нередко из нескольких поколений, семьи, содержания скота и ведения основных перерабатывающих процессов под крышей. Первоначально сложился тип двухчастного строения (с жилой и хозяйственной половинами); усадьба состояла из двух или нескольких объемов (изба, сени, клеть, "хозяйство"), объединенных переходами.

Позднее получил распространение дом-пятистенок, состоящий из избы, горницы, сеней с клетью и примыкающих к ним хозяйственных построек; встречались также спаренные пятистенки. Известны дома-шестистенки.

Постепенно складывается тенденция к моноблочным решениям с общей крышей. При всем многообразии комплекс мог иметь сравнительно немного вариантов объемно-пространственной композиции. При однорядной связи жилые и хозяйственные помещения выстраивались по прямой линии (изба, сени, двор). Такая композиция именовалась "брусом". Если планировка тяготела к квадрату, а главный фасад несимметрично делился на жилую и хозяйственную половину, то этот вариант именовался "кошелем".

При связи "охватом" двор имел существенно большую ширину, чем изба с сенями (такая Т-образная планировка встречается у ливвиков). Если двор пристраивался к сеням сбоку, получалась композиция "глаголем", характерная для паданских или ругозерских карелов. Этот тип постройки с ростом возможностей хозяина, с пристройкой еще одной избы, мог быть развит в трехобъемную композицию. Наконец, могла быть использована застройка с открытым двором и отдельно стоящими хозяйственными помещениями (калевальские и кестеньгские карелы). Площадь, занимаемая домом-комплексом, могла достигать почти 200 кв. м.

Обилие строевого леса позволяло осуществлять постройки с размахом; опыт плотницкого искусства набирался очень быстро. Дома ставились на валуны или камни, реже на стулья (короткие, предварительно обугленные бревна). Дом имел высокий подклет, где хранили продукты; позже подклет мог обрести вид жилого этажа. Окна (3-5 на жилой части фасада) были небольшими, но точно найденными по пропорциям и местоположению. Крыша была, как правило, двухскатной.

Так родился тип композиционно целостной, бревенчатой избы-усадьбы. Даже при симметричном решении главного фасада композиция дома в целом чаще всего содержала выразительные асимметричные элементы; это привносило в образ динамичность; дом хорошо вписывался в редко спокойный ландшафт.

Мастерство плотников Карелии получило широкую известность уже в XVI веке - их часто приглашали не только в соседние северные области, но и в Новгород и Москву. Продолжение. Начало в № 8-9 за 2002 год



Евгений КАЛИНИН


Редакция | Наш форум