logo 2/2003

После премьеры


УМЕРЕТЬ?..УБИТЬ?..ЛЮБИТЬ... или Зачем искать чувства за пределами семейного круга?


Он меня больше не любит! Он меня больше не хочет! И пока этот несносный инженер Мамбретти висит с той стороны на окошке ванной, пытаясь рассмотреть, что здесь происходит, я принимаю коктейль из таблеток. Седуксен, тазепам, люминал, веронал, элениум, реланиум и восемнадцать опталидоновых свечей... кусочками... все внутрь... все - перорально, через рот. А инженер Мамбретти болтает ножками в воздухе и кричит: "Желтые таблетки не глотай! Это мои таблетки от астмы!". До чего же смешные у него брючки в полосочку. Чуть на размер больше чем надо - и вот уже кажется, что это и не брючки вовсе, а этакие крылышки, с помощью которых он пархает по жизни. И за что его только женщины любят? Тьфу!

Представить себя на месте "дуры ненормальной" Антонии - жены инженера Мамбретти не составляет труда всякой женщине, оказавшейся обманутой мужем. Все семейные скандалы разыгрываются по одному сценарию, а точнее пьесе, написанной итальянскими драматургами Дарио Фо и Франкой Раме. Импровизации допускаются. Например, существует множество способов покончить с собой, чтобы другому супругу не повадно было "ходить на сторону". Выброситься из окна, отравиться, утопиться в сидячей ванне, застрелиться из фена. А еще можно... убить!

Скажу сразу: в комедии государственного молодежного театра "Творческая мастерская" все понарошку. И смерть, и измены, и даже сам скандал в одном действии. Всерьез только проблема угасших со временем чувств. А может, и не было их вовсе? Отчего же тогда Антония - заслуженная артистка Карелии Людмила Баулина - так яростно цепляется за этого уже чужого безымянного мужчину (в пьесе у него действительно нет имени) - артист Валерий Баулин? От того, что их связывает до сих пор брачный договор? Или просто ее раздирает уязвленное самолюбие женщины, которую больше не хочет муж, имея при этом очень напряженную сексуальную жизнь. Столь напряженную, что из его карманов вечно вываливаются разноцветным веером воздушные шарики-"презервативы".

Монолог Антонии - а пьеса, по сути, является монологом главной героини - это рецепт для всех женщин: что нужно делать, если тебя разлюбили. Рецепт прост: полюби себя, стань красивой, стань свободной - и мужчины потянутся к тебе. Спектакль и ставился как бенефис Людмилы Баулиной ко дню рождения, а потом прижился в репертуаре театра, собирая полные залы уже после юбилейных торжеств, на которых сам Бог велел одаривать актрису цветами и аплодисментами.

Ее Антония - женщина далеко не юного возраста, но она великолепна! Просто непонятно, как можно не любить такое создание? Она темпераментна и капризна, она беззащитна и иронична, она смется и плачет, она кокетничает и ругается, она стреляет в мужа из пистолета и промахивается, она плюется мороженым... Ах, извините, плюется мороженым не она, а одна из подружек инженера Мамбретти - школьница Пьерина.

Надо сказать, что вся палитра семейных страстей Антонии, прошедшей от унижения до величия, доступна Людмиле Баулиной. Но, как в жизни, королеву делает окружение, царствует актриса на сцене не без помощи своих партнеров - Валерия Баулина и Олега Липовецкого. И эта троица, выделывающая кульбиты в духе комедии дель арте, способна взорвать зрительный зал.

У молодого актера Олега Липовецкого в спектакле особая роль, которой нет в итальянской пьесе. Он человек-оркестр, рояль в кустах, лирическая тема саксофона, трещотки и свистульки, хруст сломанной ноги Антонии (В тот момент, когда инженер Мамбретти хватает жену за лодыжку, Олег артистично разламывает палочку в руках. Иногда нога "ломается" в трех местах, в зависимости от настроения актера.) Он - это все второстепенные персонажи сразу: и сын Роберто, и влюбленный юнец, и наконец великолепный красавчик в белом плаще, без пяти минут нобелевский лауреат. Профессор.

Мы так и не знаем, существовал ли на самом деле Профессор, в которого влюбилась Антония, или он был лишь плодом ее фантазии. По крайней мере точно можно утверждать одно: героиня Людмилы Баулиной сперва страшно сопротивляется предложению инженера Мамбретти стать "свободной парой", затем отпускает его на свободу, а потом и сама принимает правила игры. И что же? "Свободная супружеская пара имеет свои неудобства: она должна быть открыта лишь с одной стороны, где мужчина! Потому что если "свободную пару" открыть с обеих сторон, будет страшный сквозняк!" - к такому ироничному выводу приходит Антония.

Супружеская пара Дарио Фо и Франка Раме, сочиняющая и играющая свои пьесы в собственном театре, известна в Италии радикальными левыми взглядами. До сих пор еще скептики утверждают, что Фо получил Нобелевскую премию в 1997 году вовсе не за литературную, а за политическую деятельность. Пьеса "Свободная пара", идущая на сценах в разных уголках мира, воспринимается многими как гимн женщине, желающей иметь равные права с мужчинами.

Но в том-то и дело, что в спектакле петербургского режиссера Александра Невинского все эти "демократические штучки" выглядят смешно и нелепо, потому что равенство мужчины и женщины на самом деле должно заключается не в праве изменять друг другу, а в праве любить. И когда инженер Мамбретти, узнав о новом увлечении своей жены, действительно кончает с собой, становится ясно, при чем тут два зеркальных полумесяца в скромном оформлении сцены. Две луны в стареющей фазе, два угасающих чувства людей, которые прожили много лет, но так и не поняли, что в любви главное - не желание... Вот так всю жизнь "профукали", проиграли, пролицедействовали. Даже настоящая смерть-то у них выглядит как маленькая детская месть! А где же истинные чувства?

Может быть, эта действительно смешная комедия наводит на грустные мысли, потому что Александру Невинскому дан редкий дар сплетать на сцене в один узел комичность человеческих слабостей и щемящее предчувствие конечности, смертности всего сущего, которое приходит однажды к каждому человеку. А может быть, начинаешь после спектакля понимать немножко больше, чем написали Дарио Фо и Франка Раме, потому что разыграна эта пьеса одной из самых трогательных и дружных супружеских пар - Валерием и Людмилой Баулиными.



Юлия УТЫШЕВА


Редакция | Наш форум