logo 2/2003

Субъективные заметки после выставки


СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ...

Нет, не чудовищ. А что именно - можно увидеть на 42-й республиканской выставке Союза художников Карелии

Все художники спят как самые обычные люди. Распластавшись на тахте в мастерской или уютно свернувшись калачиком в "самом лучшем доме", с Музой или в одиночестве, тихо или беспокойно. Они спят и видят сны, которые, собственно, и составляют процентов тридцать их творчества. В этом можно убедиться, посетив открывшуюся в январе республиканскую выставку Союза художников Карелии.

Когда-то такие ежегодные выставки в своем названии имели еще одно слово - "отчетные". И это подразумевало, что каждый уважающий себя мастер должен был критическим взглядом окинуть все, что натворил за год, и принести на худсовет самое лучшее. На выставку попадала одна-две картины, но зато представлены были все члены союза, и те, кто претендовал на скорое вступление в творческое профессиональное братство. Нынешняя экспозиция особая. Она появилась после техлетнего перерыва, вызванного капитальным ремонтом Музея изобразительных искусств Карелии, и должна была представлять собой отчет не за один год, а за несколько лет вынужденной спячки. Должна была. Но на деле нынешняя 42-я выставка мало чем отличается от предыдущей 41-й или 40-й.

Картину костомукшского живописца А. Костюкова "Сон художника" я бы сделала эпиграфом к нынешней выставке. Не только потому, что он чуть ли не единственный автор из района, участие которого наряду с его земляком С. Квасниковым и Л. Буриным из Медвежьегорска и дает право присвоить выставке статус республиканской. Лирический герой Костюкова - тот самый художник, распластавшийся на тахте после трех бутылок пива "Балтика", спит сладким сном в окружении эфемерных балеринок-"маленьких лебедей". Обнаженная Муза с выражением досады на лице явно намерена покинуть мастерскую, а над мольбертом склонился Архангел - слишком реальный и слишком упитанный для божественного существа. Что увидел он на холсте, повернутом к зрителю тыльной стороной? Нам остается только гадать, блуждая по обновленным залам музея.

Залы-то обновились, а вот содержание картин осталось прежним. И дело даже не в том, что большинство карельских художников творят в традиционной манере, предпочитая компьютерной графике краски и кисти. Инструмент - всего лишь инструмент в руках мыслящего творца. И можно с помощью компьтера создавать теже самые традиционные картинки, которые раньше не плохо получались на холсте, к примеру, у Александра Трифонова. Его изящные причудливые компьютерные работы из серии "Генная память" будоражат фантазию, но все же чем-то уступают рукотворным абстрактным картинам, в которые благодаря своему завидному трудолюбию художник умудрялся вдохнуть нечто, вызывающее любовь и признание самых разных людей.

А можно по старинке кистью на листе ДВП написать хотя бы портрет Петра Волкова, а потом всю плоскость этой фанеры равномерно пробуравить "саморезцами" так, чтобы блестящие металлические острия были направлены прямо зрителю в глаз. И вот уже вполне традиционная картина Аркадия Морозова обретает какую-то "пиксельную" наполненность информацией, соответсвующую времени, в котором мы живем.

Аркадий Морозов, толкователь снов и любитель ребусов, вообще предпочитает воздействовать на зрителя по полной программе. Фактура и цвет - это для чувственного восприятия. Знаки, неожиданные предметы, символы - это уже для ума. Его картины можно читать как книгу, в которой не последнее место занимает Луна - символ подсознательного. Вот в свете полной Луны спит не женщина даже, а фемина с непослушным ежиком коротко стриженных волос на голове. Сон этого почти бесполого существа спокоен, пока в окне "бессмысленно кривится диск". И если вы думаете, что три красных полоски на коврике спящей художник нарисовал просто так, чтобы как-то разукрасить общий синий фон ночи, глубоко заблуждаетесь! Здесь явный намек на зависимость женщины от цикличности лунных фаз. А если пересчитать все чередующиеся синие и красные полоски (Приходит иногда и такое в голову на выставке картин!), то окажется, что их ровно семь. А это число, как известно, в нумерологии символизирует глубокую мудрость, поиск внутренней истины, загадочность и таинственность. И если уж дальше идти за мыслью Аркадия Морозова, что может прервать сон женщины? Только нарушение цикла, а это уже влечет за собой рождение новой жизни!

Рядом с Аркадием Морозовым уютно чувствует себя Игорь Монахов - чуть ли не единственный в Карелии мастер коллажей. Его работы не только выглядят свежо и современно, вступая в здоровый конфликт с общим фоном выставки, но и полемизируют между собой: красивый, но бесмыссленный мир глянцевых журналов и моды на диптихе "Пустота" и серость задворков жизни на работе "Шесть частей", где черно-белые фото разбитых и заколоченных окошек обрамлены обычными досками, высушенными временем.

Почему-то мне как зрителю вообще было интереснее не в главном зале экспозиции, где собрались признанные мэтры, а в проходных - более ярких и живых. Жаль, что нет рядом с картинами Екатерины Пеховой какой-нибудь удобной кушетки, чтобы посидеть напротив подольше, повпитывать спелую зелень лета и гипнотическую синеву зимы. А уж об акварелистах, приютившихся в коридоре, и вовсе приходится сожалеть! Будто не нужно пространство, чтобы погрузиться в сны Натальи Кошелевой, наполненые грустными клоунами и сказочными художниками в остроконечных шляпах, или в андерсоновский мир Маргариты Юфа.

Этот список участников 42-й республиканской можно было бы продолжать еще долго. И пусть простят меня те авторы, чьих имен я не упомянула. Как зритель я имею право на собственные пристрастия. Что поделать, если из всех пейзажей - а это до сих пор самый популярный жанр карельского изобразительного искусства - мне захотелось побродить лишь по знакомым-незнакомым петрозаводским дворикам Бадрия Топурия или затеряться среди холодной вечности берегов Белого моря на офортах Олега Юнтунена...

Спорить о том, кто талантливее, бессмысленно. Как говорит Владимир Зорин, на всякого художника найдется свой зритель. Главное, что карельский Союз художников пробудился после временного затишья, вытащил на свет Божий из подвалов и чердаков-мастерских произведения высокого и не очень искусства. А там, глядишь, и многолетние споры о том, что в прежнем виде ежегодные отчетные выставки изжили себя, выльются во что-то новое. Нарушение цикла ведет к пробуждению, которое неминуемо влечет за собой рождение новой жизни.

Юлия УТЫШЕВА


Редакция | Наш форум