logo 2/2002

Психология на каждый день


ИЩИТЕ КОМПРОМИСС,
если у ребёнка-первоклассника не складываются отношения с учителем

... Я была ребёнком творческим, успеваемость напрямую зависела от моей влюблённости в педагога - как в специалиста, так и в человека. Пока я была влюблена в педагога, знания сыпались из меня, как из рога изобилия, учение проходило легко. Но как только влюблённость по какой-то причине проходила, учение становилось в тягость, теряло всякий смысл и интерес. Особенно болезненно реагировала на грубое и несправедливое отношение учителя к другим ученикам. Поэтому училась неровно и, как говорится, ходила вечно в способных и талантливых ученицах, но уж очень ленивых.

Прошло много лет, многое изменилось в обществе, в системе педагогического образования, но для большинства учащихся положительный настрой и контакт с педагогом до сих пор выходят на первое место.

Что же делать родителям первоклашек, да и не только, если у ребёнка явно не складываются отношения с педагогом? Как правильно поступать, чтобы ещё больше не ухудшить ситуацию, хотя, может казаться, куда уж хуже?

Первое: не так страшен чёрт, как его малюют (я говорю о проблеме).

Второе: подключайте разум, сердце и так уже подключено. Человек может долго и искренне, эмоционально переживать по поводу и без, но пока он не поймёт причин происходящего, не увидит суть проблемы, ничего не изменится.

Третье: знайте, что на вашего ребёнка никто специально не нападает (имеется в виду учитель). Если есть какое-то недоразумение или даже конфликт, то обеим сторонам от этого плохо.

Четвёртое: найдите посредника для улаживания конфликта (лучше психолога, психотерапевта, других объективных взрослых). Человек со стороны может более объективно видеть и оценивать происходящее. Он не обижен, его лично эта ситуация никак не затрагивает, как говорится, не берёт заживо. Он более спокоен и разумен даже для того, чтобы просто выслушать, услышать, понять. И он скорее даст разумные советы, чем кто-либо.

Основная задача родителя - искать и найти, как минимум, компромисс. Найти такое решение, при котором и ребёнок, и педагог будут в выигрыше. Силой здесь ничего не сделать, можно только договориться.

К сожалению, большинство людей склонны мыслить в категории противопоставления: правый - неправый, хороший - плохой, сильный - слабый, умный - дурак. Но такой способ мышления изначально ущербен (простите). Основной принцип при этом: "На всех не хватит, если ты выиграл, я проиграл". Большинство людей впитывает эту установку чуть ли не с молоком матери.

Кстати, школьные отметки - тоже знаки общественной ценности: они открывают перед вами двери или же захлопывают их перед носом. Состязательность, а не сотрудничество лежит и в основе современной педагогики. Всё-таки жизнь не стадион: жизненно важные результаты (типичный пример, семья) достигаются благодаря сотрудничеству, в противном случае всё сводится на нет. Вот и пойдите к педагогу искать с ним пути сотрудничества. Большинство педагогов сами желают этого, только им нужна ваша помощь.

Для сотрудничества нужны двое: с собственным отражением в зеркале многого не наработаешь. Попросите педагога рассказать о вашем ребёнке, как он его видит, что его радует, настораживает, какие сильные стороны личности, по мнению педагога, стоит и дальше развивать. Может быть, ребёнку есть смысл поручить какую-то работу, либо чаще спрашивать его мнение, чтобы ребёнок себя чувствовал более уверенным и заинтересованным. Может быть, делать в чём-то - для него эмоционально важном - уступки.

И ещё расскажите педагогу о ребёнке, покажите его таким, каким вы его видите, знаете, чувствуете. Пусть образ ребёнка станет для педагога ярким и хорошо знакомым. Договоритесь о следующих встречах. Если ребёнку нужна помощь конкретная, например, в учёбе, то опять же составьте поэтапный план с обеих сторон. И так, постепенно и доброжелательно, можно значительно улучшить взаимоотношения между ребёнком, педагогом и родителем.

Специально подробно остановилась на проблемах адаптации к школе у первоклашек. Если вы видите, что и у более старших детей есть проблемы в школе, то, скорее всего, это запущенные проблемы в адаптации в первом классе, причины которых вам уже хорошо известны и общие правила разрешения их те же. Вот и воспользуётесь ими для лечения застаревших проблем. Лучше позже, чем никогда.



Наталья ОДЛИС


Редакция | Наш форум