logo 3/2002

Новинка


ОДА КЛАРНЕТУ

Своим "Школьным альбомом" композитор Эдуард Патлаенко преподнёс ученикам и педагогам хороший подарок

Во все времена исполнители вдохновляли композиторов на создание новых произведений для своего инструмента. Не прервалась эта традиция и в наше время. В Петрозаводске за последние 50 лет любители музыки познакомились с исполнительским творчеством многих замечательных кларнетистов, мастерство которых заметили и композиторы.

Так в содружестве с солистом оркестра Георгием Валленом композитор Пётр Козинский написал сонату для кларнета и фортепиано и ряд других сочинений. С большой любовью к тембру этого инструмента относились и относятся композиторы Александр Белобородов, Вячеслав Кошелев, Альберт Леман, Гельмер Синисало, создавшие значительное количество замечательных сочинений для кларнета.

Но ни один из них не обратил внимание на отсутствие современного материала для художественного воспитания детей школьного и училищного периода обучения. Притом это не только упущение карельских композиторов, но и такая же беда по всей России. Я не могу вспомнить, чтобы кто-нибудь за последние сорок лет создал для кларнета что-то вроде "Детского альбома" для фортепиано П.И.Чайковского. Были отдельные небольшие пьески, но в основном в учебных целях сами педагоги и исполнители делали транскрипции сочинений, созданных для других инструментов, включая их в хрестоматии и сборники. И появление "Школьного альбома" для кларнета и фортепиано Эдуарда Патлаенко, как нельзя кстати заполняет этот пробел.

Нельзя сказать, что ранее композитор обходил вниманием этот инструмент. В различные периоды своего творчества он создал несколько небольших произведений - сольную пьесу "Утерянная песня" и "Два эскиза". Это и великолепная "Соната-беседа в шести афоризмах" для кларнета solo из "Вечернего музицирования". Все это замечательные произведения, но созданы они в другом контексте и другими художествеными задачами.

Написанный в 2000 году альбом имеет свою историю создания. Есть у семьи Патлаенко в Берлине друзья, у которых дочь учится играть на кларнете, и, вероятно, девочка произвела впечатление на композитора, который решил написать для неё пьесу. И по примеру Л.Бетховена, который написал для юной пианистки пьесу "К Элизе", Эдуард Николаевич сочинил мини-вальс "К Луизе" с посвящением - "Луизе Роде". Благодаря этой девочке Луизе и появилась идея создать целый школьный альбом, в котором постепенно от пьесы к пьесе возрастают технические и художественные задачи для юных исполнителей. Пьесы, а их в альбоме двенадцать, располагаются по степени их сложности: от простого мини-вальса до "Гретхен на дискотеке" - яркой, танцевальной миниатюре, впитавшей в себя современные интонации и ритмы, требующие от исполнителя хорошей подготовки.

На этих пьесах можно научить исполнителей всем основным техническим и художественным навыкам, что, собственно, и требуется от подобных произведений, и автор это прекрасно почувствовал и преподнёс нам, ученикам и педагогам, прекрасный подарок.

Но это всё теоретические размышления, и читатель может сказать, что, наверное, это чисто субъективное мнение, основанное, может быть, на симпатиях к творчеству автора вообще. Но мы, принимая с благодарностью этот бесценный подарок, в свою очередь, преподнесли автору свой - озвучили и исполнили весь альбом к его 65-летию.(3 марта 2001 года). При том, коли это "Школьный альбом", то и исполняли его школьники из Специализированной школы искусств №1 и студенты консерватории. Присутствовавшим на концерте пьесы очень понравились, и публика, как это принято говорить "долго рукоплескала, вызывая автора". Получился действительно замечательный современный "Школьный альбом", который, думаю, не залежится в магазинах. Спасибо автору за это столь необходимое в педагогической практике сочинение.



Анатолий БАРАНЦЕВ,,
доктор искусствоведения, профессор класса кларнета Петрозаводской консерватории


Редакция | Наш форум