logo 3/2003

ТВ-ВЗГЛЯД


Что написано пером ...

Наше Карельское телевидение в последнее время как-то редко обращается к жанру дискуссии о наболевших проблемах современной культуры и нравственности. Если еще подростки в "Эфире доверия" могут увлеченно рассказывать о том, как нелегко быть молодым, то представители более старшего поколения, кажется, озабочены только проблемами сугубо бытовыми.

Наверное, морозы, свалившиеся на Карелию в эту зиму и в очередной раз прославившие на всю страну наш край, на мысли о чем-то высоком и не могли никого вдохновить. Но почему-то именно в эту суровую зимнюю пору в эфире появилась передача Елены Пиетиляйнен из цикла "Открытый урок" на тему "Что написано пером...", посвященная ответственности журналиста за сказанное им слово. И оказалось, что проблемы подобного рода телевизионщики слишком долго не обсуждали так основательно, считая, вероятно, их второстепенными, несерьезными.

Что греха таить: свобода слова, за которую годами и веками боролись творческие люди, воплотившись в жизнь, сыграла с российскими средствами массовой информации злую шутку. Свободы у нас добивались для того, чтобы честно информировать общество о событиях в стране и мире, и если имеются какие-то "болевые точки", трудности, негативные явления в нашей жизни - не прятать их, а называть своими именами.

Но, получив возможность говорить все, что считаешь необходимым, многие издания повели себя недостойно, заполнив свои страницы сплетнями из жизни "звезд", выдуманными скандалами и недобросовестной рекламой. Свобода слова переродилась в свободу пустословия - одновременно унылую и пугающую. Естественно, доверие к такой прессе у многих читателей заметно пошатнулось, и когда какой-нибудь журналист пытается затеять серьезный разговор на трудную тему или разоблачить нечистого на руку чиновника, публика первым делом задумывается не над сутью проблемы, а над тем, не "заказал" ли разоблачаемого какой-нибудь влиятельный конкурент. А откровенный непрофессионализм теле- и радиоведущих. зачастую оказывающихся не в ладах с падежами русского языка? А цинизм политических "информационных киллеров"?

В передаче в легкой, непринужденной форме шел разговор именно об этом. Вернее, темой была роль прессы в современной школьной жизни, но на протяжении всего получаса зрителей наверняка не покидало ощущение, что взрослые участники программы, не имеющие возможности больше нигде поделиться своими мыслями о журналистской этике, решили выговориться хоть здесь. Главными их собеседниками были юные представители школьных газет.

Все началось с блиц-опроса - ребята рассказывали, что для них значит журналистика. Оказалось, что все они понимают свою задачу сугубо утилитарно - "давать информацию", "общаться с людьми" и т. п. Взрослые справедливо заметили, что ни в одном из ответов не прозвучало слово "творчество", никто не сказал о необходимости иметь свою активную жизненную позицию. И тут же, прямо в эфире, начался своеобразный урок, призванный показать, какой должна, а какой не должна быть настоящая журналистика.

Люди, имеющие многолетний опыт работы в прессе, делились своими историями о том, как им иногда приходилось ненароком обижать героев своих публикаций. Бывало всякое - и веселое - как, например, в случае с Олегом Мошниковым, как-то раз неосторожно упомянувшим в своей сводке пожаров за неделю о сгоревшей бане и чуть не пострадавшим из-за этого, было и грустное - когда честность авторов становилась причиной травли. Но вывод из всего услышанного напрашивался сам собой: надо быть готовым отвечать за свои слова, тем более, что писать, никого не обижая, невозможно.

Разговор получился интересным, пусть порой и прерывавшимся спорами о разных посторонних мелочах - например, о том, что лучше - стенгазета или полноценное печатное издание. (Можно подумать, будто стенгазета требует от автора меньшей ответственности!). Профессионалы не боялись выставлять на обсуждение свои былые ошибки, совершенные по молодости и неопытности, и школьники отвечали откровенностью на откровенность.

Впрочем, иначе и не могло быть, стыдиться-то им особенно нечего. Ведь детская журналистика - это едва ли не самое честное, что есть в нашей прессе. Там нет ни грязного пиара, ни других неэтичных приемов, и если юные журналисты попадают в какие-то скандальные ситуации - то исключительно по вине взрослых, не желающих выносить сор из избы, не принимающих критику в свой адрес. В остальном же, как оказалось, школьная пресса ничем не отличается от какой-либо другой, более "серьезной", и подростки, делающие свои первые шаги в этом жанре, прекрасно понимают, как наше слово отзовется.

"Что написано пером, пусть окончится добром", - констатировала в конце программы ведущая Елена Пиетиляйнен. Школьникам, собравшимся в студии, кажется, этот принцип был ясен с самого начала - разве что нужные слова об этом пришли не сразу. Кто бы помог понять столь простую истину из некоторых куда более взрослых и известных журналистов, оставшихся в тот вечер за кадром?...



Олег ГАЛЬЧЕНКО


Редакция | Наш форум