logo 3/2001


ЯВЛЕНИЕ ЭЛЛИ

Для большинства зрителей она впервые явилась в "Нискавуори" с тяжеленными вёдрами чистой воды, поставила их, расправила уставшую спину и глянула на нас улыбчивыми, широко распахнутыми глазами, переполненными счастьем, любовью, надеждой и уверенностью, похоже, чем-то слегка омрачённой.

В первую же секунду всех зрителей коснулся мощный энергетический заряд, исходивший от актрисы Элли Нярья и, затаив дыхание, мы начали внимать судьбе полюбившейся нам Ловийсы.

Уже после спектакля я подумал: то, что делает Элли Нарья в этой роли, совсем иначе делают иные молодые яркие актрисы. Они всё играют отдельно: любовь, ненависть, силу, слабость, нежность и так далее. Нярья делает это одновременно. И в этом сила и обаяние актрисы, ведомой режиссером Андреем Андреевым.

Сцена для Элли - предназначение судьбы. Её родители, актеры Национального театра Лео и Эйла Нярья, брали дочь и на репетиции, и на спектакли. Некоторые из них Элли помнит с четырехлетнего возраста. И хотя Элли занималась в специализированной школе искусств, родители видели её студенткой консерватории, но уж никак не драматической актрисой. Элли бросает эту школу, не доучившись год, и решает поступить в театральный институт в Санкт-Петербурге.

- Элли, а почему вы так и не собрались в театральный, в Питер?

- Потому что я маменькина дочка. Мне стало страшно уезжать от мамы. Да и экзаменов тоже испугалась.

И тут её приглашают в Национальный театр актрисой. К тому же театр организует при консерватории театральный финский курс по программе театральных вузов. Элли поступает на этот курс. Три в одном флаконе одновременно: консерватория, театральный вуз и театр. Элли Нярья была занята в основном в детских спектаклях. Бесчисленные утренники и учеба одновременно - это хотя и утомительно, но закаляет профессиональное ремесло.

- Элли, вас теперь узнают на улице. Вам улыбаются зрители. Как вы относитесь к собственной славе?

- Никак. Я её не чувствую. Я просто работаю. Успех, конечно же, мне нравится. А то, что вы называете "слава"... не знаю. Могу сказать одно: если есть успех, то его надо постоянно поддерживать трудом.

На занятиях по мастерству педагоги буквально мучили Элли, но, мучая, не ломали, а наоборот направляли. И Э.Нярья с благодарностью говорит о своих "мучителях" - Арвиде Зеланде, Елене Кузиной и особенно о Людмиле Чесноковой, преподавателе из Петербурга.

И всё равно главные роли в "Нискавуори" Х.Вуолийоки и "Растоптанных петуньях" Т.Уильямса давались очень тяжело. Зато теперь выход в этих спектаклях доставляет ей праздничную радость. Главный режиссер театра Леонид Владимиров отмечает работоспособность актрисы и говорит, что она готова репетировать бесконечно.

- Элли, где вы берете столь яркие психологические краски для своих героинь? Я спрашиваю это потому, что столь бурных событий, как мне кажется, в вашей жизни не было.

- Слава Богу, не было. Но мои какие-то пока маленькие разочарования и несчастья вполне могут дать толчок ещё и не к такому выражению чувств моих героинь.

Первая серьезная роль актрисы очень часто подвигает режиссеров в дальнейшем на одноплановое использование (амплуа) актерских возможностей. Э.Нярья сразу же отказывается от амплуа. В "Растоптанных петуньях" у героини совершенно иной характер. Почти у всех героев спектакля "Три пьесы Уильямса" в постановке Андрея Красавина наблюдается глухота к собственной жизни.

И только у мисс Симпл эту глухоту наконец-то взрывает любовь. Разумеется, не без нравственных мучений, а скорее мучительного пробуждения от собственной спячки. И опять Элли Нярья в этой роли приковывает и завораживает. Последнюю сцену спектакля я бы назвал: "Воскрешение обаяния".

А вообще-то обаяния ей не занимать. Кажется, Станиславский сказал когда-то: "В актрисе должны быть обаяние и шик". Могу сказать, что Элли Нярья всегда выделишь в толпе. Она привлекает к себе внимание, не прибегая ни к каким ухищрениям. Актриса считает, что ей пока повезло с режиссёрами. По её выражению, она с ними "совпадала". С педагогами - не всегда. Но потом чаще всего оказывалось, что они были правы. Я бы отнёс Элли Нярья к разряду умных актрис, несмотря на то, что она называет себя инструментом в руках режиссера. Но зато какой инструмент! Элли читает "Парадокс об актёре" Дени Дидро (книжка, между прочим, антикварная), анализирует психологические дебри "Крейцеровой сонаты" Л.Толстого, всем поэтам предпочитает Марину Цветаеву. Хорош инструмент! На сцене она ничего не делает, полностью не пережив в душе жизнь героини. Наверное, по сути, режиссёрам легко работать с актрисой, так как она обладает достаточно редкой способностью - видеть себя на сцене со стороны.

- Элли, какие роли вам хотелось бы сыграть?

- А мне совершенно всё равно. Я влюбляюсь во все роли, которые мне дают... А вообще-то...Пожалуй, Офелию...

Я был свидетелем того, как на экзамене Элли была влюблена в Варвару из "Грозы", а на спектакле "Забавы доктора Ариэля" - в Марту-Изабеллу. Это была взаимная любовь. Со зрителями. Хотя в Марте-Изабелле актриса мне чем-то напоминала Ловийсу. Сама Элли считает, что пока она всё-таки обойдётся без театральных штампов, хотя бы собственных.

Курсу, на котором учится Элли Нярья, повезло. Не каждый театральный выпуск может похвастать таким первоклассным спектаклем, сыгранным ещё в студенческие годы и которому, я уверен в этом, уготована достаточно долгая сценическая жизнь. Попадание всех молодых актёров в "Нискавуори" сверхточны. Элли считает, что все её коллеги в будущем обещают быть разноплановыми актёрами.

- Элли, а вы не думаете о том, что когда-нибудь, как и большинство бывших актёров Национального театра уедете навсегда в Финляндию? Хотя бы потому, что в нашей стране ещё долго не будет такого бытового комфорта.

- Мне это не нужно. Потому что в бытовом плане я сама окружаю себя тем, чем хочу. Если будет всё как сейчас, то я никуда не уеду. Там можно безбедно существовать. А здесь жить среди любимых людей.

В минувшем мае мы с женой посмотрели "Нискавуори" и долго ходили под впечатлением спектакля. Не прошло и месяца, как мы пошли в театр на новую премьеру "Три пьесы Уильямса". Придя в театр, лоб в лоб столкнулись с Элли Нярья, с которой ещё не были знакомы. Мы, конечно, рассыпались в комплиментах и спросили её, играет ли она в новом спектакле. Ответ был потрясающ: "Играю. И я вас сегодня снова не разочарую". Каков кураж! И, правда, не разочаровала!

- Элли, по-моему, вы хорошо устроились, сыграв 20-летнюю хозяйку Нискавуори. У Хеллы Вуолийоки целых шесть пьес о Нискавуори и вашу героиню можно спокойно доводить до семидесятилетнего возраста.

Элли весело смеётся...

Я верю, что лет через 50-60 на сцену выйдет Элли Нярья в роли Старой хозяйки Нискавуори, и её появление будет встречено аплодисментами. Я аплодирую Вам, Элли, заранее, потому что на том спектакле меня скорее всего не будет по весьма уважительной причине.



Борис ГУЩИН


Редакция | Наш форум