logo 3/2001

Школа и наука


"НАС МАЛО ИЗБРАННЫХ"

Трескучий Мороз-Воевода, так напугавший петрозаводчан в субботний день 3 февраля, не помешал "избранным" - филологам и знатокам иностранных языков, участникам VI научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее", собраться под гостеприимный кров петрозаводского лицея 40.

В уютном светлом классе объединилось сразу две секции - русского языка и литературы, поэтому всех участников стало шестнадцать. Писатели, литературоведы знают, как важно найти ту самую верную фразу, интонацию, которая придаёт весомость и гармонию целому. В нашей филологической секции именно такую "тональность" задали Катя Емельянова, ученица 11 класса школы-гимназии 17 и её научный руководитель - учитель Елена Александровна Теряева. Задали избранной темой - "Своеобразие сонетной формы в творчестве Шекспира и Иннокентия Анненского", серьезным умением чувствовать природу стиха и знанием литературоведческих работ, прекрасно выполненными наглядными таблицами, подкупающей увлечённостью и эрудицией.

Эти перечисленные аспекты, как и многие другие параметры: самостоятельность, научная достоверность, постановка новых проблем, объем цитируемых источников равно как логика, чёткость изложения, умение вести дискуссию - должно было оценивать жюри, в состав которого входили представители кафедры русского языка и литературы Карельского государственного педагогического университета.

Другие школьники предложили не менее сложные темы: "Панаевский" цикл Н.А.Некрасова (характеристика лирического героя и героини) - Маргарита Логвинец, ученица 11 класса Университетского лицея, научный руководитель - доцент кафедры литературы КГПУ Т.В.Иванова; А.С.Пушкин в поэме А.Ахматовой "Реквием" - Юна Комарчова, ученица 11 класса Державинского лицея, научный руководитель - учитель литературы С.А.Шапиро; "Жанровое своеобразие повести-сказки братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" - Анна Биктимирова, ученица 11 класса лицея 1, научный руководитель - зав. кафедрой литературы лицея 1 Н.П.Волкова.

Именно эти ребята заняли призовые места: I - М.Логвинец, II - Е.Емельянова. III - Ю.Комарчова и А. Биктимирова.

Нетрадиционный подход - проблема "пересоздания" действительности в художественный образ, влияние творения искусства на личность - на материале практически неизвестном современным школьникам (очерк писателя-народника Г.И.Успенского "Выпрямила") отличал доклад Марии Пивоевой, ученицы Державинского лицея, научный руководитель - учитель С.А.Шапиро.

Все участники и их научные руководители заслужили поощрение и признание. Напряженно следила аудитория за анализом вариантов волшебно-сказочного сюжета "Летучий корабль" (Марина Рудина, ученица 10 класса 40-го лицея, научный руководитель - учитель Ангелина Михайловна Дундукова), сопереживала Полине Ровиной - одиннадцатикласснице 10-й средней школы, дерзнувшей осветить "Основные мотивы современной поэзии". Отрадным является и тот факт, что ученики, обращаясь к разного рода исследованиям, знают труды профессора ПетрГУ Е.М.Неёлова, профессора КГПУ Ю.В.Линника, доцента Л.П.Новинской.

Когда всем показалось, что силы исчерпаны, внимание докладчиков, гостей и даже членов жюри несколько угасло, вдруг начало твориться чудо. Десятиклассница Анастасия Воробьева (научный руководитель - О.Я.Березина) удивила своими наблюдениями, исследовав "Никнейм-образ "я" в Интернете". Ученики 30-й школы им. Д.Н.Музалева Артем Васильев и Донат Билибин (научный руководитель обоих - доцент кафедры германской филологии ПетрГУ В.Т. Двинская) буквально заворожили и потрясли аудиторию высоким научным уровнем исследования по проблеме заимствования иноязычной лексики в языке, которое базировалось на колоссальном фактическом материале с привлечением фундаментальных работ не только русских, но и зарубежных лингвистов.

Члены жюри не просто поделили первое место между этими юношами, вселяющими веру и оптимизм, но и рекомендовали их работы к публикации.

И всё-таки "нас мало избранных...", если сопоставить 16 докладов и количество школ, старшеклассников в Петрозаводске.

Такое сопоставление заставляет задуматься, а что же на самом деле происходит в школах города с изучением русского языка и литературы. Почему среди предложенных докладов по литературе не было ни одного, обращенного к именам Державина или Ф.Глинки, Некрасова или Льва Толстого, чьи личности и творчество связаны с Олонецкой губернией, Петрозаводском, готовящимся отметить 300-летие? Кто будет изучать творчество прекрасных поэтов и писателей, которые живут в Карелии сегодня? Почему члены приёмной комиссии КГПУ отмечают катастрофическое падение грамотности, удручающую неначитанность абитуриентов, особенно за последние пять лет?

Может, целесообразно было бы обсудить эти темы вместе - учителям-словесникам, вузовским преподавателям, работникам Министерства образования? Неужели русская литература перестала быть "искусством человековедения", а русский язык приобрел образ языка низкопробной рекламы?



Тамара ИВАНОВА,,
зав.кафедрой литературы КГПУ, председатель жюри секции русского языка и литературы VI конференции "Шаг в будущее"


Редакция | Наш форум