logo 3/2002

Актуальная тема


КОНВЕЙЕР ЗНАНИЙ ДВИЖЕТСЯ СЛИШКОМ БЫСТРО

Модернизация образования не является революцией, ломающей существующее. Это эволюционные, осторожные изменения под лозунгом "Не навреди!". Независимо от результатов эксперимента, который рассчитан на 7 лет, системные изменения в школе неизбежны.

В этом учебном году во всех регионах нашей страны начался широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В Карелии 8 образовательных учреждений участвует в этом эксперименте: 4 сельских (Великогубская Медвежьегорского района, Рабочеостровская Кемского района, Пряжинская и Эссойльская Пряжинского района) и 4 городских (№1 и №6 Петрозаводска, прогимназия Медвежьегорска и гимназия в Костомукше).

Главный вопрос, который волнует всех: нужен ли этот эксперимент и, если нужен, то зачем?

Каждый из нас должен ясно осознавать: современное общество резко изменилось и стремительно продолжает меняться. Мир жестко предъявляет к человеку новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь.

Отвечает ли российская школа современным требованиям?

Наше образование до сих пор сохраняет и даже усилило направленность, заложенную в советское время: главная ориентация - на заданный, жестко определенный объем информации, которую необходимо усвоить навсегда. В погоне за объемом знаний происходит сдвиг в подаче учебного материала по ступеням образования сверху вниз: научные сведения - из вуза в старшую школу, основы наук - из старшей школы в основную, системные представления и знания - из основного звена в начальное, а уж в детском саду учат счету, чтению и письму! И все обучение детей, начиная с дошкольной ступени, пронизано страхом - не поступит, не пройдет!

Этот процесс, все нарастающий, отнюдь не безобиден.

Во-первых, то, что в своем возрасте ребенком могло бы быть естественно воспринято и усвоено, слишком рано - для многих оказывается чрезмерно трудным или даже непосильным и нередко малоинтересным: у каждого возраста свои особенности восприятия и свои задачи обучения.

Во-вторых, происходит чрезмерная интенсификация учебного труда, причем как за счет увеличения общей учебной нагрузки (по основной школе с 1947 по 1997 год в два раза), так и за счет ужесточения программных требований к ученику (в начальной школе, огрубляя, вместо букваря - основы филологических знаний, а количество часов на эту образовательную область за последние 50 лет уменьшилось на 42%, на математику - на 60%).

В третьих, из-за завышенной планки требований большинству детей трудно быть действительно успешными. Немалую отрицательную роль в этом играет и наша привычная отметка. Пятибалльная отметка, по меткому замечанию петербургского психолога С.Лободиной, считает не "шаги", а "падения". Фактически отметка в нашей школьной системе является мощнейшим стрессовым фактором в жизни ребенка - и родителей, и учителей.

В попытке дать максимум знаний учитель не успевает прочно закрепить с детьми пройденный материал, "воплотить" знания в умения и навыки. А если времени и хватает, то преимущественно на решение стандартно сформулированных задач по заданному алгоритму. По данным Третьего международного исследования (TIMSS), сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 50 стран мира показал, что российские школьники больших успехов достигли в области владения фактологическим материалом - области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации, хуже владеют экологичесими и методологическими знаниями. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижали уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте.

Как отмечают разработчики материалов к эксперименту, наша школа стала похожа на конвейер знаний, который для большинства детей движется с неимоверной скоростью. Между тем, динамика современной информационной среды просто обесценивает качество и значимость того объема "чистой" информации, которая вкладывается в школьника ценой неимоверных усилий.

Вторая проблема, остро требующая разрешения, - физическое и эмоциональное неблагополучие детей в школе. Медики, физиологи, психологи бьют тревогу: за время обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 3-5 раз; ребенок приходит в школу с одним хроническим заболеванием (75-90% детей), а уходит уже с букетом болезней. Причем нельзя все списывать на общее ухудшение здоровья населения - немалую роль играют нездоровые школьные условия: мебель, режим освещенности и проветривания помещений; расписание уроков, сочетание статической и физической нагрузки, использование технических средств обучения; питание; режим дня; шрифты и в целом полиграфическое качество учебников. Важно также многое другое, что может казаться мелочью (например, задержка урока на время перемены), а на самом деле в конечном итоге складывается в пониженные показатели здоровья.

Тесно с этим связан и вопрос об эмоциональном благополучии детей. В начальной школе присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается. Гасится творческий потенциал и здоровое детское любопытство, исчезает детская инициативность. В основном и старшем звене не учитываются потребности современного подростка в успешности и признании микросоциумом, самоопределении и развитии самосознания.

Стиль, содержание, методики и технологии обучения предметам остаются монологичными, авторитарными. По-прежнему преобладающим остается подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.

Реальная школьная жизнь ребенка постоянно подвергается воздействию стрессовой педагогики. Сегодня же обществу важно не только качество знаний, но и какой ценой эти знания оплачены. Здоровье и эмоциональное благополучие детей сегодня - это здоровье и во всех отношениях благополучие нации завтра.

Итак, перед современной российской школой возникли существенные идеологические задачи:

1. Ориентация на развитие личности ребенка. При этом необходимо подчеркнуть, что нельзя отказаться от фундаментального образования, закладывающего основы мировоззрения и системного восприятия предметных областей знания. Но необходима постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства .

2. Ориентация на социализацию ребенка (по возрасту), на воспитание самостоятельного человека, способного делать осознанный выбор в изменчивых условиях и нести за него ответственность.

3. Ориентация на здоровьесберегающую во всех своих элементах педагогику.

Цель эксперимента - выявление организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества образования, где под новым качеством образования понимается:

Во-первых, соответствие цели результатов общего образования социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому открытому обществу с рыночной экономикой. Это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.

Во-вторых, соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях; повышения уровня востребованности обществом результатов школьного образования во внешкольной и послешкольной деятельности учащихся.

Наконец, соответствие образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

В качестве гипотезы эксперимента принято, что новое качество образования может быть достигнуто при модернизации содержания образования и его структуры.

Какие же изменения предполагается проверить экспериментально?

Самый яркий параметр, который иногда общественностью воспринимается как главный и единственный, - выявить, будет ли шестилетнее обучение в основном звене более рациональным и эффективным по сравнению с существующим пятилетним (вопрос о двенадцатилетке). Разумеется, речь не идет о механическом удлинении срока учебы в школе на один год, но о принципиально ином подходе в распределении учебного материала. Отбор содержания учебных курсов должен быть соотнесен с возможностями его усвоения всеми учащимися.

Весь учебный материал должен быть разделен на базисный (общекультурный) и профильный уровни, то есть выпускник основной школы (по Конституции РФ, обязательным является именно основное образование) должен владеть достаточно законченной системой предметных знаний, умений и навыков их практического применения, а сложное, "техническое" содержание, основы наук должны быть перенесены в старшую - профильную школу. Возможно, такое решение даст возможность снизить уровень перегрузки детей в начальном и основном звене и одновременно повысить качество подготовки выпускников средней школы. Успешного школьного обучения должно быть достаточно для осознанного выбора будущей профессии и, при желании, для поступления в вуз без репетиторов и специальных подготовительных курсов. При этом во главе угла - формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества.

Важными направлениями экспериментальной деятельности являются также следующие: апробация трех вариантов базисного учебного плана, учебных комплектов в начальной школе и учебников для разных профилей с точки зрения их соответствия общеобразовательному и профильному минимумам образования по всем предметным областям, выявление базового содержания учебных курсов; выявление и отработка педагогических технологий, во-первых, сообразных возрасту, во-вторых, направленных на сбережение физического и психического здоровья, в-третьих, направленных на социализацию детей и развитие их коммуникативной компетентности; изменения в текущей и итоговой аттестации (разработка безотметочной системы обучения, системы интегральных измерителей успешности); формирование учебного сообщества и отношений сотрудничества всех участников образовательного процесса. Конкретные направления экспериментирования образовательные учреждения выбирают самостоятельно.

Из-за недостаточной подготовленности на федеральном уровне этап запуска эксперимента в нашей республике (и в других регионах тоже) оказался очень трудным для всех его участников, хотя Министерство образования и по делам молодежи РК и Карельский институт повышения квалификации работников образования делали все возможное (а иногда и невозможное), чтобы из-за неуклюжего начала не сорвался "прицел" на главные ценности.

За первые полгода проведена большая работа по организации и проведению эксперимента: при Министерстве образования и по делам молодежи РК создан Кординационный совет, а в Институте повышения квалификации работников образования - Лаборатория по научно-методическому и информационно-техническому сопровождению эксперимента; проведены установочные и проблемные совещания-семинары для руководителей экспериментальных образовательных учреждений, районных и городских методических кабинетов и органов управления образованием. В образовательных учреждениях проведены педагогические советы и приняты программы экспериментальной деятельности; методисты ИПК, серьезно изучив рекомендации и материалы, предложенные для апробации, организовали консультации и спецкурсы для учителей-экспериментаторов. Был проведен мониторинг по оценке первоначального качества подготовленности учащихся первых и десятых классов (участвующих в эксперименте в этом учебном году) и мониторинг по оценке здоровья и физиологического состояния первоклассников и десятиклассников.

Нельзя не отметить, что впервые за последние годы школы, участвующие в эсперименте, получили бесплатно самые новые учебники (хоть и с опозданием) для всех учеников экспериментальных классов на огромную сумму. Самым же главным положительным достижением на сегодняшний день представляется то, что участие в эксперименте всколыхнуло педагогические коллективы, заставило во многом сверить свои позиции с главными направлениями модернизации российского образования, дало возможность развиваться на передовом крае современной педагогической науки. Никто не ожидает безусловных фанфарных побед - в педагогике так не бывает, но при научной обработке огромного массива реальных данных по всей стране предполагается выделить благоприятные сдвиги по каждому направлению изменений, необходимые условия в реальной школьной практике для достижения (не методом словесного и административного "шапкозакидательства" - сверху вниз) нового качества российского образования.



Лилия ПИРОЖКОВА,,
руководитель Лаборатории по научно-методическому и информационно-техническому сопровождению эксперимента ГОУ ИПК РО


Редакция | Наш форум